4 признака неисправности катализатора

Почему катализатор выходит из строя

В большинстве случаев устройство приходит в негодность вместе с каталитическим слоем. При этом говорить о поломке не вполне корректно. Правильнее сказать, что критически малой стала площадь контакта еще активно слоя с выхлопами. Со временем процент вредных газов увеличивается, т.е. об эффективно работающем катализаторе речи уже не идет. Есть определенное пороговое значение, выше которого газы считаются не очищенными. При его достижении на приборной панели сразу загорается « CHECK » с кодом ошибки, которая расшифровывается не иначе как «Неэффективная работа катализатора». За состоянием выхлопной смеси следит лямбда-зонд, который устанавливается сразу за катализатором.

В норме ресурс устройства составляет 100 000 километров. Этот ресурс начинает расходоваться быстрее в случае неисправностей системой зажигания, а также системы, отвечающей за правильное смешивание воздуха с топливом. То есть, и без того грязный выхлоп, который непременно бывает при малых долях воздуха, начинает забивать соты и мешать катализатору нормально работать.

Катализатор остро реагирует также на качество топлива. Если в бензине слишком много тетраэтилсвинца, используемого для повышения октанового числа искусственным путем, то он откладывается тонкой пленкой на каталитическом слое. Достаточно быстро загорится « CHEC K» и потребуется проверка.

Всем привет, сегодня поговорим о том что будет если убрать катализатор и стоит ли это делать. В конце статьи лайфхак как заработать на вынужденном ремонте.

Владельцы б/у автомобилей часто сталкиваются с необходимостью удаления катализатора.

Есть небольшая опасность если подойти к вопросу неграмотно можно получить проблемы с мотором.

Его внутренняя часть выполнена по подобию медовых сот, сделана она из керамики и покрыта веществами-катализаторами, такими как платина и палладий. Именно из-за этого он имеет высокую стоимость.

Со временем эффективность катализатора снижается, соты в нем могут забиться отложениями или прогореть. Если автомобиль не новый, то в наших условиях проще его удалить.

Проблема в том, что если сделать это неправильно, то может загореться «чек» двигателя, машина может работать не стабильно, появится повышенный расход топлива

Лучше всего дополнительно провести обновление программного обеспечения двигателя, для работы без катализатора, проще говоря «перепрошить».

Признаки неисправности катализатора:

  • Прежде всего это потеря мощности, машина плохо разгоняется, теряется тяга, появляются сложности на обгонах и при подъемах в горочку
  • Повышенный расход топлива
  • Неприятный запах от выхлопа, очень похож на запах тухлых яиц
  • Тяжелый запуск двигателя

В моем случае после проверки в сервисе был вынесен вердикт: катализатор начал прогорать и осыпаться.

Конструкция и функции каталитического нейтрализатора

Устройство каталитического нейтрализатора

Нейтрализатор является частью системы выхлопа. Он располагается сразу за выпускным коллектором двигателя. Катализатор состоит из:

  • Металлический корпус (монтажный мат), имеющий входной и выходной патрубки.
  • Керамический блок (монолит). Представляет собой пористую структуру с множеством ячеек, которые увеличивают площадь соприкосновения выхлопных газов с рабочей поверхностью.
  • Каталитический слой – специальное напыление на поверхностях ячеек керамического блока, состоящее из платины, палладия и родия. В последних моделях для напыления иногда используется золото – драгоценный металл, который имеет более низкую стоимость.
  • Металлический кожух. Выполняет функции теплоизоляции и защиты катализатора от механических повреждений.

Главная функция каталитического нейтрализатора – это нейтрализация трех основных токсических компонентов отработавших газов, поэтому он получил свое название – трехкомпонентный. Вот эти нейтрализуемые компоненты:

  • Окислы азота NOx – компонент смога, причина кислотных дождей, ядовиты для человека.
  • Угарный газ СО – смертельно опасен для человека при концентрации в воздухе от 0,1%.
  • Углеводороды CH – компонент смога, отдельные соединения канцерогены.

Надежность катализаторов

В среднем срок службы каталитических нейтрализаторов составляет на сегодняшний день не более 100 000 километров. Обычно к этому времени соты фильтра начинают подгорать и приходят в негодность, в итоге катализатор просто не очищает выхлопные газы, что требует его замены или демонтажа. Не редкость ситуации, когда при использовании некачественного российского бензина, который содержит большое количество различных примесей, катализатор выходил из строя и требовал замены уже по прошествии 130-140 тысяч километров пробега.

Также проблемы с надежностью таких нейтрализаторов отмечаются у бюджетных автомобилей. Так, например, на недорогих моделях Kia и Hyundai такие фильтрующие элементы выхлопных газов разваливались уже по прошествии 130000 километров пробега. При этом требуется своевременно выполнять ремонт, так как керамическая пыль через выпускной коллектор может попадать в мотор. В конечном счете, приходится не только чинить выхлопную систему, но и проводить дорогостоящий ремонт двигателя автомобиля.

Многие современные автомобили оснащены специальными датчиками, которые определяют неисправность и износ катализатора как поломку мотора, соответственно на сервисном экране автомобиля появляется надпись check engine. В подобном случае автовладельцу необходимо сразу же обращаться в сервис, проводить диагностику, менять катализатор или вырезать его, устанавливая специальные обманки. А вот игнорируя такие сервисные сообщения, в конечном счете мы рискуем серьезными неисправностями мотора, что в последующем обойдется в куда большую сумму ремонта.

Конструкция и функции каталитического нейтрализатора

Как уже было упомянуто, автокатализаторы – это детали выпускной системы, представляющие собой цилиндрический корпус с входным и выходным патрубками, прячущий покрытые ценными металлами ячейки-соты и помещенный позади выпускного коллектора. Если машина оснащена дизельным двигателем, дополнительно будет идти сажевый фильтр. Нередко оба элементы объединяют в единую комбинацию.

Его основная задача – нейтрализация токсических веществ в выхлопах, среди которых наибольшую опасность представляют:

  • окислы азота, выступающие причиной ядовитых кислотных дождей;
  • угарный газ, смертельно опасный при концентрации свыше 0,1%;
  • углеводороды, являющиеся частью смога.

Неисправности катализатора и их причины

Среди симптомов, говорящих о неисправности прибора, можно отметить:

  • глохнущий или даже не заводящийся двигатель;
  • потеря мощности и динамики;
  • активированный сигнал CheckEngine;
  • повышенный расход топлива.

Произвести диагностику оборудования можно самостоятельно или с помощью специалистов автосервиса, осмотрев его на предмет деформации, измерив давление в выпускном коллекторе манометром, а также общее состояние – мотор-тестером.

Неполадки или поломка могут произойти вследствие подверженности высоким температурам свыше 1000 градусов и химическим реакциям, вследствие чего деталь может прогореть либо оплавиться.

Вторая по популярности причина – некачественное топливо, которое не может сгореть полностью, догорая в коллекторе или самом агрегате, засоряя ячейки и затрудняя проход воздуха. Аналогичная ситуация может произойти и с высоким расходом масла в двигателе, которое также способно активно загрязнять фильтры.

Установка неоригинальной конструкции чревата несоответствием диаметра ячеек, а, следовательно, они будут обладать более слабой пропускной способностью и засоряться в несколько раз быстрее.

Катализатор универсальный

Проверка работоспособности каталитического нейтрализатора

Самая простая – это визуальная проверка. Если наружная часть катализатора имеет цветные разводы, это говорит о том, что прибор перегревается. На корпусе не должно быть повреждений. Любой удар может привести к разрушению керамических сот.

Для проверки пропускной способности катализатора можно устроить диагностику противодавления:

  1. Для этого в выпускном коллекторе нужно выкрутить первый датчик воздуха, на его место устанавливается манометр.
  2. Двигатель разгоняется до 3 тысяч оборотов.
  3. Если манометр показывает цифры, превышающие 0,3 кгс/см², значит катализатор забит.

В случае если двигатель не заводится, попробуйте выкрутить первый датчик воздуха. Если агрегат заработал, значит, причина в наглухо забитом катализаторе. Чаще всего починке такая поломка уже не подлежит, требуется полная замена нейтрализатора.

Если компьютерная диагностика показывает код ошибки Р0420, то чтобы убедиться в проблеме, попробуйте выполнить следующие действия:

  1. Сделайте концентрированный мыльный раствор и обмажьте им выхлопную систему.
  2. Далее заведите двигатель и внимательно осмотрите промазанную область.
  3. Наличие пузырьков воздуха говорит о не герметичности выхлопной системы.

Метод проверки хоть и кустарный, но дает неплохие результаты.

Что представляет из себя катализатор?

Основным предназначением катализатора является очистка вредных выхлопов. Располагается устройство в системе выпуска. В период рабочего процесса осуществляются химические реакции. Опасные для здоровья человека вещества плавно перетекают в безопасные формы, затем вместе с выхлопом они выбрасываются наружу. Таким образом, выхлопные газы очищаются, вследствие чего для окружающей среды вред наносится в меньшей степени.

Важно понимать, что принцип работы катализаторы в том, что он заводится только после того, как температура нагрева достигает 300 градусов Цельсия. Это говорит о том, что очистка вредных паров не происходит сразу же после включения мотора

Неисправности катализатора и их причины

Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.

Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.

Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».

В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.

Соты каталитического нейтрализатора

Что такое катализатор?

Это компонент выхлопной системы. Роль катализатора — очистка отработанных газов до выброса в атмосферу. Его разработки начались в 1960-х годах, когда экологи озаботились состоянием воздуха.

Первые требования к уровню токсичных продуктов в автомобильных выбросах вынудили автопроизводителей задуматься об оснащении своих машин функцией снижения вредных продуктов сгорания. Уже к 1975 году автокатализатор вошел в комплект обязательного оснащения каждого производимого автомобиля.

В его основе – ячейки из керамики или металла, где стенки покрыты микрослоем из металлов с высокой химической активностью – смесью палладия с родием или иридия. Когда газы касаются этого напыления, они вступают в реакцию и становятся безопасными.

Те изделия, которыми оснащается транспорт, состоят из трех компонентов:

  • первый – соединяет оксиды азота;
  • второй – избавляется от доли несгоревшего топлива, в том числе окиси углерода;
  • третий – это датчик, на выходе анализирующий степень безопасности выхлопов и передающий эту информацию на бортовой компьютер.

Выхлопная система – основные узлы и элементы

Один из главных элементов системы выхлопа – коллектор. С помощью данного узла система может выводить отработанные газы из камеры сгорания. Эти отходы поступают в специальные трубки, служащие промежуточными звеньями в процессе отвода газов наружу. Именно коллектор подвергается тюнингу специалистами для того, чтобы обеспечить большим количеством топлива цилиндры, тем самым увеличив мощность двигателя.

После коллектора идет каталитический нейтрализатор. Этот узел способствует тому, чтобы выхлопные газы имели меньший уровень токсичности. Если рассмотреть структуру катализатора в разрезе, то вы увидите внешнюю оболочку из керамики, которая состоит из тонких каналов. Внутри эти каналы покрыты мизерным слоем платины. Вместо платины вполне могут применяться более редкие металлы. Например, палладий или родий.

После катализатора идет резонатор. Его главная задача – резкое расширение отработанных газов. Благодаря такому процессу, снижается противодавление выхлопного канала, и смягчается ударная волна. Последним узлом, который имеет выхлопная система автомобиля, является глушитель. Именно эта часть ответственна за издаваемый машиной звук. На сегодняшний день используется три вида этого узла:

  • Отражатель;
  • Ограничитель;
  • Поглотитель.

Теперь, когда вы имеете представление о том, каково устройство выхлопной системы автомобиля, можно рассмотреть, по какой схеме система работает.

Как установить универсальный фильтр?

Тут все очень просто, давайте разберем каждый из вариантов:

Магистральный – то есть находится снизу автомобиля, где-то близко срезонаторамиглушителя. Его установить просто — вырезаем старый катализатор, обычно отрезают физически от «трубы» и вваривают другой – универсальный (подобранный по размерам и пропускной способности). Здесь все просто, единственное нужно найти сервис с хорошим сварщиком. Ведь долговечность конструкции напрямую будет зависеть от качества шва.

Коллекторный тип. Тут уже посложнее, вот так вот просто отрезать коллектор и приварить новый, не получится (хотя бывает и такое). Поэтому зачастую приходится снимать всю конструкцию, разрезать катализатор и физически менять соты. Как я уже писал сверху – они идут в своем металлическом корпусе. Работа сложная но возможная. Еще раз повторюсь – бывает и такое, когда отрезают часть от коллектора и приваривают новую, собственно новый универсальный катализатор.

Устройство каталитического нейтрализатора

Основой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.

Современные катализаторы трехкомпонентные.

  • Первый элемент связывает оксиды азота.
  • Второй — удаляет часть несгоревших элементов топлива. В большей части удаляется окись углерода.
  • Третий элемент — это датчик. Он анализирует газы на выходе из катализатора, данные передаются в бортовой компьютер.

Признаки неисправностей

Если с катализатором автомобиля возникли проблемы, то появятся определенные признаки, указывающие на это, причем их не так уж и мало.

Самый первый признак.

Он же самый явный – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.

Но этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен. Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной загорания лампочки.

Второй признак.

Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. К примеру, при разгоне до 140 км/ч авто начинает «тупить». Причем со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 140 км/ч, затем – при 120 км/ч, после – при 90 км/ч.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Выбираем дворники для своего автомобиля

Объясняется это просто – из-за забития катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камер сгорания, часть из них остается, в результате чего они «задавливают» силовой агрегат.

И чем больше соты будут забиваться, тем на меньшей скорости газы будут «задавливать» мотор.

Если вовремя не обратить внимание на такой признак, то это приведет к тому, что в один не очень хороший момент двигатель не сможет завестись. Оплавление катализатора имеет те же признаки, что и забитие

Шумы.

Один из самых явных признаков, это разрушение бобины катализатора. При заведенном двигателе из-под авто будет явно прослушиваться шум и дребезжание.

Косвенный признак.

Появление сильного запаха сероводорода (еще он называется запахом «тухлых яиц») в выхлопных газах.

Другие признаки неисправностей катализатора читайте здесь.

Сколько служит катализатор в машине

Сколько служит катализатор в машине – ресурс каталитических нейтрализаторов для разных марок автомобилей. 

Гарантированный длительность ресурса катализатора автомобиля – это условная величина, которая получена в ходе испытаний в идеальных и тяжелых условиях. В реальности катализатор может забиться или обгореть даже через 1000 километров пробега, например, с троящим мотором. 

Ресурс сокращает в первую очередь масложор – именно продукты его горения забивают соты. Далее идет плохое качество топлива, неправильное соотношение смеси в цилиндрах, механические повреждения в ходе езды по плохим дорогам. Немалую роль играют и погодные условия – влажность, сильные морозы, большой диапазон температурных перепадов. 

Таблица срока службы катализаторов по маркам:

Автомобиль

Ресурс катализатора, километров

Лада Ларгус

100 000

Лада Гранта

100 000

Лада Веста

140 000

Лада Приора (Калина)

100 000

ВАЗ-2107

80 000

ВАЗ-2110, 2112, 2114

100 000

Лада Нива 4х4

120 000

Шевроле Нива

140 000

Киа Рио

100 000

Киа Спортейдж

150 000

Киа Оптима

150 000

Киа Церато

100 000

Хонда Аккорд

250 000

Мерседес 124

400 000

Мерседес Е 213

350 000 

БМВ Е38

400 000

БМВ Г11

200 000

Хёндай Элантра

70 000

Хендай Солярис

100 000

Хендай Крета

100 000

Рено Логан

150 000

Рено Дастер

150 000

Шкода Фабиа

80 000

Шкода Рапид

100 000

Фольксваген Поло

180 000

Фольксваген Пассат

250 000

Фольксваген Гольф

250 000

УАЗ Хантер

50 000

УАЗ Патриот

80 000

Газель 2705, Соболь

100 000

Газель Некст

150 000

Мерседес Спринтер

600 000

Шевроле Ланос

50 000

Ниссан Премьера

100 000

Ниссан Жук

100 000

Ниссан Х-трейл

150 000

Тойота Королла

120 000

Тойота Камри

150 000

Тойота Ярис

100 000

Тойота Авенсис

150 000

Мицубиси Лансер

200 000

Мицубиси Аутлендер (Паджеро)

220 000

Форд Фиеста

100 000

Форд Фокус

130 000

Форд Мондео

130 000

Пежо 308

120 000 

Пежо 206

140 000

Опель Астра

120 000

Фиат Добло

200 000

Фиат 500

100 000

На корейские автомобили Киа и Хендай гарантия производителя составляет всего 1000 километров (сейчас ее продлили). С отечественными машинами и всеми марками, где установлена керамика, тоже все не так однозначно, поскольку всплывали случаи замены на 20-30 тысяч, несмотря на обещанный срок в 100-120 тысяч.  

В определенной степени сокращает срок службы катализатора газовое оборудование из-за более высокой температуры работы мотора. 

Рекорды

На старых немецких и японских машинах катализаторы часто выхаживают по 350 и более тысяч километров. Если машина эксплуатируется на хорошем бензине, вовремя обслуживается, в выпускной тракт не попадает масло и продукты его сгорания, ездит каждый день (конденсат высыхает) в условиях сухого южного климата, то и 500-600 тысяч километров не предел. 

Пример: Гольф-3, 18 лет машине, 450 тысяч километров пробега. Стал забиваться, когда уже износился двигатель.

Меньше всего служат катализаторы из керамики. Также много случаев при эксплуатации в городах, где используют соль в качестве противогололедного реагента.То есть сам фильтрующий элемент еще исправен, а вот корпус сгнивает. 

Пример: Рено Меган, автомобилю 12 лет, 280 тысяч пробега. Катализатор все еще родной. 

Сухой и чистый выхлоп, а также регулярная эксплуатация способны продувать ячейки и частично устранять налет. Однако, даже в металлических катализаторах присутствует усталость материала от температурных перепадов и вибраций. 

Пример: Калина, 1.6, 16 клапанов, машине 9 лет, пробег 180 тысяч, катализатор живой. 

Часто старые каталитические нейтрализаторы начинают забиваться, когда уже скоро подходит капитальный ремонт двигателя. 

Если начались перебои в работе мотора, либо высветился чек на панели приборов, возможно, что катализатор пора заменить (точно определяется диагностикой), а вот вырезать его не рекомендуется – можно не пройти ТО. 

В целом, есть случаи, когда нейтрализаторы служили и более 20 лет – такое сплошь наблюдается на автомобилях из 90-х годов, правда, качество такой очистки выхлопа оставляет желать лучшего. 

Теги: катализаторы

Преимущества и недостатки установки пламегасителя

Установленный катализатор для Приоры выполнял функцию очистительного фильтрующего элемента. Пламегаситель исключительно снижает температуру выхлопов и препятствует сильному шуму при их прохождении. Поэтому возможны проблемы при проведении ТО. Хотя в большинстве случаев проверки системы и ее соответствия европейским правилам не проводятся.

Выполнение переоборудования выхлопной системы освободит владельца от больших затрат в будущем. Поскольку вставка катализатора Приора больше не потребуется. А работать автомобиль будет качественно и надежно. И проведение специальной диагностики выхлопной системы станет необязательным.

Существует и более лояльный способ, не требующий изменения конструкции выхлопной системы. Чтобы не потребовалось удаление катализатора на Приоре можно осуществить перепрошивку системы управления и установить сниженные запросы на качество и состав выхлопных газов.

Выполнять работу следует у специалистов, поскольку самостоятельная перепрошивка не всегда возможна. Обновленная Приора не будет столь «требовательной», правда, последующие замены катализатора владельцу все равно придется проводить.

Симптомы: выхлопные газы прорываются под капот, увеличение шума.

Возможная причина: прогорела прокладка катколлектора или же он сам.

Инструменты: набор головок, набор гаечных ключей, торцовая головка «на 13», плоская отвертка.

1. Отсоедините отрицательный кабель от вывода аккумуляторной батареи.

2. Демонтируйте декоративный кожух двигателя.

3. Слегка открутите нижнюю крепежную гайку хомута, скрепляющего трубы основного и дополнительного глушителей; верхнюю крепежную гайку открутите полностью.

4. Извлеките болт, а затем снимите крепежный хомут.

5. Разъедините трубы глушителей, а затем извлеките кольцо уплотнения соединения.

6. Отожмите усики (1) стопорной пластины и два стопорных усика (2) термозащитного экрана катколлектора.

7. Открутите три гайки, скрепляющие фланец приемной трубы дополнительного глушителя и фланец катколлектора, после чего снимите стопорную пластину.

8. Демонтируйте термоэкран катколлектора.

9. Немного сместите вверх дополнительный глушитель системы выпуска отработавших газов, после чего выньте его кронштейн из передней подушки подвески.

10. Отсоедините фланец приемной трубы дополнительного глушителя системы выпуска отработавших газов от шпилек катколлектора, а затем извлеките прокладку уплотнения соединения.

11. Сдавите фиксирующие элементы колодки жгутов проводов управляющего датчика и диагностического датчика концентрации кислорода.

12. Отключите от моторного жгута колодки жгутов проводов управляющего датчика и диагностического датчика концентрации кислорода.

13. Отожмите усики держателей жгутов проводов диагностического и управляющего датчиков.

14. Снимите держатели жгутов проводов управляющего и диагностического датчиков концентрации кислорода с теплозащитного щита рулевого механизма.

15. Открутите крепежные болты катколлектора к кронштейну, используя торцовую головку «на 13».

16. Открутите и снимите три крепежные гайки теплозащитного щита рулевого механизма к моторному щиту, используя гаечный ключ «на 10» (на прилагающейся картинке указана только одна гайка, а две другие расположены под рулевым механизмом).

17. Демонтируйте щиток.

18. Открутите и снимите две крепежные гайки кронштейна подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости, используя гаечный ключ «на 13».

19. Демонтируйте кронштейн.

20. Открутите и снимите восемь гаек, крепящие катколлектор к головке блока цилиндров, используя гаечный ключ «на 13».

21. Произведите демонтаж катколлектора.

22. Снимите прокладку, установленную под катколлектором.

23. Осмотрите прокладку на предмет износа и других дефектов.

24. Произведите проверку плоскостности фланца катколлектора: поставьте ребром металлическую линейку на фланцевую поверхность, после чего измерьте, используя щуп, зазор между плоскостью фланца и линейкой. Произведите шлифовку поверхности фланца или замените катколлектор при превышении зазором величины в 0,1 миллиметра.

25. Установите демонтированные детали в обратном снятию порядке.

Источники

  • http://vaz-russia.ru/remont-vaz-2170-priora/zamena-vyipusknogo-kollektora-na-priore.html
  • http://priorapro.ru/dvigatel/katalizator-na-priore-neobxodimost-ili-roskosh.html
  • http://www.avtika.ru/qa/775-snjatie-zamena-ustanovka-katkollektora-katalizatora-lada-priora
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоДиск
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: