Когда необходимо заменять воздушный фильтр?
В первую очередь необходимо иметь представление о том, как выглядит эта деталь и где она находится. Воздушный фильтр представляет собой сменный картридж, в котором «гармошка» из специального синтетического материала улавливает все частицы крупнее 5 мкм. По краям расположены уплотнители, которые не дают загрязнителям попасть в мотор в обход детали.
Форма и тип фильтра может серьезно различаться. Они могут быть:
- Цилиндрическими.
- Панельными.
- Бескаркасными.
Требования производителей в отношении замены деталей обычно совпадают: они рекомендуют устанавливать новый фильтр при каждом ТО автомобиля, то есть после примерно 15–30 тысяч километров пробега.
Стоит понимать, что срок работы детали напрямую зависит от того, в каких условиях эксплуатируется авто. Если вы живете или часто посещаете регионы с грязным запыленным воздухом, то менять фильтры придется чаще
В этом случае придется ориентироваться на их внешнее состояние. То же самое можно посоветовать людям, самостоятельно обслуживающим авто.
Чтобы самостоятельно проверить воздушный фильтр, необходимо предварительно извлечь его. Это может сделать любой человек без специальных навыков. Фильтр расположен под капотом, в специальном пластиковом коробе. Он закрыт крышкой, которая закрепляется защелками или винтами. В первом случае ее можно открыть без инструментов, во втором придется использовать отвертку.
После этого необходимо извлечь фильтр и оценить его состояние «на глаз». Для удобства производители всегда делают синтетические элементы, которые улавливают пыль, яркими: желтыми, белыми и так далее. Это позволяет легко различить любые загрязнения. Если фильтр чистый, вы можете смело вставить его обратно и эксплуатировать дальше.
Если же вы заметили следы пыли, грязи, моторного масла и других веществ, особенно в больших количествах, то стоит задуматься о замене. Дополнительно рекомендуется проверить просвечиваемость детали, поднеся ее к источнику света.
Если вы приняли решение о замене, то старую деталь стоит извлечь, установив на ее место новую и надежно зафиксировав ее
Обратите особое внимание на то, чтобы между стенками короба и уплотнителями фильтра не было зазоров, иначе пыль будет попадать в двигатель в обход фильтра. После того как вы поставили новый картридж, закройте крышку и зафиксируйте ее
На этом процесс замены воздушного фильтра завершен.
Виды воздушных фильтров
Автомобильные воздушные фильтры, устанавливаемые на двигатели, различаются по своим конструктивным особенностям, и, кроме того, по способам очистки воздуха. Что касается первого критерия, то здесь можно выделить три типа:
- цилиндрические;
- кольцевые;
- панельные;
По способам очистки деление происходит так:
- Бумажные. Сегодня это наиболее распространенный вариант. В качестве фильтрующего материала используется, как следует из названия, специальная бумага с пористой структурой, которая задерживает частицы размером даже в один микрон. Бумага имеет специальную пропитку и не теряет своих свойств при контакте с водой, маслом, бензином или соляркой. Для увеличения полезной площади поверхности многослойный материал сложен в виде гармошки. Такие фильтры не подлежат восстановлению и просто меняются тогда, когда исчерпывают свой ресурс.
- Инерционные. Сейчас эти фильтры практически не используются. Разве что на старых автомобилях еще можно встретить подобные решения. Суть их работы заключается в том, что внутри корпуса находилась мочалка из лески. Попадающий внутрь фильтра воздух резко меняет свое направление. Крупные частицы оседают на дне, а более мелкие – внутри мочалки. Замена воздушного фильтра такого типа не производилась, так как фильтр просто мыли, чистили и снова устанавливали. В более совершенном варианте данного типа фильтров на дне корпуса помещалось масло для более качественного улавливания посторонних частиц.
- Фильтры с нулевым сопротивлением (нулевики). Конструктивно похожи на бумажные. Однако в качестве фильтрующего материала в данном случае используется пропитанная специальными составами многослойная ткань (типа марли) или поролон. Для повторного использования требуется очистка шампунями. По стоимости дороже бумажных. По этим причинам почти не используется на обычных авто. Зато такие фильтры распространены на спортивных машинах из-за минимального сопротивления воздушным потокам и лучшей пропускной способности.
- Цилиндрические фильтры встречаются намного реже. Но в общих чертах при их замене предстоят уже описанные выше операции.
Итак, владея этой информацией, начинающие автомобилисты смогут выбрать в магазине нужный фильтр. Если, все-таки, возникнут затруднения, то всегда можно заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля и, конечно, желательно посмотреть под капот.
Советы и рекомендации
Важно понимать, что любые частицы, которые могут содержаться в загрязненном воздухе и не будут отфильтрованы, способны привести к нарушению режимов работы, а также к поломкам различных систем и самого ДВС. Под удар попадает дроссельная заслонка, расходомер, различные датчики и т.п
Также загрязнения в воздухе могут привести к образованию задиров в цилиндрах. По этой причине опытные автолюбители знают, что ездить без воздушного фильтра категорически запрещено. Еще нужно постоянно контролировать состояние элемента, а также знать, через сколько менять воздушный фильтр
Под удар попадает дроссельная заслонка, расходомер, различные датчики и т.п. Также загрязнения в воздухе могут привести к образованию задиров в цилиндрах. По этой причине опытные автолюбители знают, что ездить без воздушного фильтра категорически запрещено. Еще нужно постоянно контролировать состояние элемента, а также знать, через сколько менять воздушный фильтр.
Обычно проверка производится параллельно контролю уровня масла в катере и других технических жидкостей. Еще многие дополнительно продувают фильтр и его корпус воздухом из компрессора или насоса.
Добавим, что некоторые владельцы в целях экономии денежных средств пытаются промыть воздушный фильтр вместо его замены
Обратите внимание, такая наружная очистка ничего не дает, так как мельчайшие загрязнения между волокнами фильтрующего элемента отмыть не получится. Более того, грязь размокает и еще сильнее забивает фильтрующий элемент, препятствуя нормальному прохождению воздуха
Как показывает практика, общая загрязненность и запыленность дорог на территории СНГ как в городах, так и на трассе, достаточно высокая. Это значит, что даже если в руководстве по эксплуатации предписана замена воздушного фильтра каждые 20-30 тыс. км, а интервал замены масла каждые 10-15 тыс. км, тогда фильтр лучше менять параллельно каждой замене смазки, а не через замену (то есть через 10 или 15 тыс. км.)
Если же условия эксплуатации автомобиля «тяжелые», практикуется постоянная езда по пыльным грунтовым дорогам и т.п., тогда желательно сократить интервалы замены как фильтров, так и самого моторного масла на 30-50%.
Что касается бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом, к таким моторам выдвигаются повышенные требования применительно к качеству очистки воздуха и интенсивности его поступления в мотор. Простыми словами, на машине с турбиной настоятельно рекомендуется чаще менять воздушный фильтр.
Напоследок хотелось бы добавить несколько слов о фильтрах нулевого сопротивления, более известных как фильтр-нулевик. Такие фильтры отличаются от обычных тем, что степень их сопротивления потоку воздуха максимально снижена. В результате удается подать максимум воздуха в мотор.
Обычно элементы данного типа устанавливаются на спортивные и гоночные автомобили, а также на специально подготовленные форсированные ДВС. При этом нужно понимать, что срок службы «нулевиков» сильно ограничен. Другими словами, их нужно очень часто менять. Более того, такой фильтр на гражданском авто не дает никаких явных преимуществ. При этом возникает повышенный риск загрязнения двигателя.
Салонный фильтр
Этот элемент очистки воздуха есть в каждом современном автомобиле. Салонный фильтр давно уже не роскошь, которую могут себе позволить состоятельные автолюбители. От данного фильтра зависит качество воздуха в салоне, интенсивность обдува, снижение или полное удаление концентрации вредных веществ (окиси азота, угарного газа, пыли). В зависимости от конструкции фильтрующего элемента салонные фильтры делятся на картриджные и корпусные.
Картриджные фильтры наиболее популярны среди автолюбителей, поскольку позволяют менять использованную пластину (картридж), а не полностью сборный фильтр (корпус с креплением и элемент очистки). Располагается салонный фильтр за бардачком, чаще всего ближе к месту водителя. Чуть реже устанавливается прямо под капот – это характерно для многих европейских машин.
Располагается он перед «печкой», поэтому очищенный воздух через систему заслонок будет поступать напрямую в салон автомобиля.
Салонный фильтр может быть угольным или простым, в зависимости от материалов, расположенных на пластине. Простой фильтр состоит из обычного полипропилена, который задерживает пыль и очищает воздух от запахов. Более эффективным будет угольный вариант – активированный уголь, помещенный между слоями, отлично справляется с неприятными запахами и очищает воздух от химических веществ. Но и цена на угольный фильтр будет заметно выше.
Периодичность замены салонного фильтра может быть разная, но не реже чем один раз в год. Определенный километраж (15, 20, 50 тысяч км.), в данном случае, ориентир тоже весьма условный. Плохая работа системы отопления, неприятный запах, запотевание стекол изнутри салона, забитые грязью и пылью пластина фильтрующего элемента – вот основные признаки износившегося салонного фильтра.
Последствия загрязнения воздуха
Последствия загрязнения воздуха запускает не один, а комплекс механизмов, каждый из которых в отдельности может стать гибелью человечества или всего живого на планете. Население уже столкнулось со следующим:
- Рост заболеваний, включая и сердечно-сосудистые патологии. Последствия загрязнения воздуха создают несколько респираторных и сердечных заболеваний наряду с онкологией. Ежегодно несколько миллионов человек погибают в результате прямого или косвенного воздействия загрязнения воздуха. Дети в районах, подверженных воздействию загрязнителей воздуха, обычно страдают от пневмонии и астмы.
- Глобальное потепление. С повышением по всему миру температуры, уровня моря и таяние льда в более холодных регионах и айсбергах, перемещаются биологические виды и теряются среды обитания. Это сигнализирует о надвигающейся катастрофе, если действия по сохранению и нормализации не будут предприняты в ближайшее время.
- Кислотный дождь. Вредные газы, такие как оксиды азота и оксиды серы, выбрасываются в атмосферу при сжигании ископаемого топлива. Когда идет дождь, капли воды соединяются с этими загрязнителями воздуха, становятся кислыми и затем падают на землю в виде кислотных дождей. Кислотный дождь может нанести большой вред человеку, животным и сельскохозяйственным культурам.
- Эвтрофикация – это состояние, при котором большое количество азота, присутствующего в некоторых загрязняющих веществах, развивается на поверхности моря и превращается в водоросли, отрицательно влияет на рыбу, растения и виды животных. Водоросли зеленого цвета, которые присутствуют на озерах и прудах, обусловлены наличием только этого химического вещества.
- Влияние на дикую природу. Как и люди, животные сталкиваются с разрушительными последствиями загрязнения воздуха. Токсичные химические вещества, присутствующие в воздухе, могут заставить виды диких животных переместиться на новое место и изменить их среду обитания. Токсичные загрязняющие вещества оседают на поверхности воды и могут также поражать морских животных.
Кроме того, загрязнение атмосферного воздуха приводит к истощению озонового слоя. Озон существует в стратосфере Земли и отвечает за защиту людей от вредных ультрафиолетовых (УФ) лучей. Озоновый слой Земли истощается из-за присутствия в атмосфере хлорфторуглеродов, гидрохлорфторуглеродов. Из-за этого он пропускает вредные лучи на землю, что вызывает проблемы с кожей и глазами, негативно влияет на урожай.
Преимущества и недостатки нулевика
Установка нулевика на двигатели объемом до 2 литров и мощностью до 100 лошадиных сил приведет к увеличению мощностных характеристик на 3 – 5%. Установка нулевика на более мощные моторы позволит повысить отдаваемую мощность до 15%. Это особенно актуально для высокооборотистых двигателей. При этом снижение расхода топлива будет скромней от 2 до 10%, в зависимости от мощности мотора, веса машины и манеры езды.
Установка нулевика на серийный мотор не даст ему особых преимуществ. Чтобы серьезно поднять мощность двигателя, потребуется его полная переделка. Для этого заменяют цилиндропоршневую группу, чтобы увеличить объем, устанавливают новый коленчатый вал, рассчитанный на больший крутящий момент, ставят спортивный распредвал, который изменит фазы газораспределения. Помимо этого устанавливают разрезную шестерню распредвала, чтобы точней регулировать начало каждой фазы, модифицируют систему зажигания, перепрограммируют контроллер инжектора или устанавливают карбюратор с более мощного мотора. Такие манипуляции позволяют повысить мощность стандартного двигателя ВАЗ 21083, объемом 1.5 литра и мощностью 70 л.с. до 100 – 120 лошадиных сил, при этом ресурс мотора сократится не менее чем в 1,5 раза. Установка нулевика на такой мотор позволит поднять его мощность до 110 – 140 лошадиных сил, одновременно сократив ресурс в 3 – 5 раз.
Источники загрязнения атмосферного воздуха
Промышленность — это главный источник загрязнения атмосферного воздуха.
В целом исследования и специалисты приходят к выводу о следующих причинах и источниках загрязнения воздуха:
- Сжигание ископаемого топлива. Двуокись серы, выделяющаяся при сжигании ископаемого топлива, такого как уголь, нефть и другие фабричные горючие материалы, является одной из основных причин загрязнения воздуха. Загрязнение, исходящее от транспортных средств, включая грузовики, джипы, автомобили, поезда, самолеты, образует огромное количество загрязнения;
- Сельскохозяйственная деятельность. Аммиак является очень распространенным побочным продуктом сельскохозяйственной деятельности и является одним из самых опасных газов в атмосфере. Использование инсектицидов, пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве значительно возросло. Они выделяют вредные химические вещества в воздух, а также могут вызвать загрязнение воды;
- Выхлоп от заводов и производств. Обрабатывающая промышленность выпускает большое количество окиси углерода, углеводородов, органических соединений и химикатов в воздух, тем самым снижая качество воздуха. Обрабатывающие производства можно найти в каждом уголке земли, и нет ни одной области, которая не была бы затронута ими. Нефтеперерабатывающие заводы также выпускают углеводороды и различные другие химические вещества, которые загрязняют воздух и также вызывают загрязнение почвы;
- Горные работы. Добыча полезных ископаемых – это процесс, в котором минералы под землей добываются с использованием большого оборудования. Во время него пыль и химические вещества выделяются в воздух, вызывая массовое загрязнение воздуха. Это одна из причин, которая является причиной ухудшения состояния здоровья работников и жителей города;
- Загрязнение воздуха в помещении. Бытовые чистящие средства, лакокрасочные материалы выделяют в воздух токсичные химические вещества и вызывают загрязнение воздуха.
Чрезмерное использование транспортных средств убивает нашу окружающую среду, поскольку опасные газы загрязняют окружающую среду. Окись углерода, вызванная неправильным или неполным сгоранием и обычно выделяемая из транспортных средств, является еще одним крупным загрязнителем наряду с оксидами азота, которые вырабатываются как из природных и антропогенных процессов.
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Сделанные на высоте девяти километров замеры химического состава воздуха, а также данные, полученные с помощью самопишущих приборов на высоте чуть выше тридцати семи с половиной километров, подтверждают теорию о существовании зоны разреженных газов.2) Зона разреженных газов, через которую мировое межпланетное пространство переходит в нашу земную атмосферу, находится на не определённой точно высоте, при этом ещё на высоте ста пятидесяти — двухсот километров есть плотный воздух.3) На высоте ста пятидесяти — двухсот километров загораются пролетающие метеориты, что свидетельствует о плотности воздуха и развенчивает идею существования зоны разреженных газов.4) Наблюдения показывают, что на высоте ста пятидесяти — двухсот километров есть плотный воздух; исходя из этого можно предположить, что мировое межпланетное пространство переходит в нашу земную атмосферу через зону разреженных газов, высота которой точно не определена.5) Мировое межпланетное пространство переходит в нашу земную атмосферу постепенно через зону разреженных газов, которые скапливаются на высоте ста пятидесяти — двухсот километров, что зафиксировано с помощью шаров с самопишущими приборами, определившими химический состав воздуха на данной высоте.
Как сменить воздушный фильтр: пошаговая инструкция
- Вначале необходимо включить ручной тормоз и выключить двигатель. Если у вас механическая трансмиссия, включите первую передачу. Если в ваш автомобиль оснащен автоматической трансмиссией, поставьте машину в режим «parking».
- Затем следует открыть капот и зафиксировать его крышку при помощи рычага.
- На некоторых моделях автомобилей к корпусу фильтра подключен шланг вакуумного усиления тормозов. Его следует аккуратно отсоединить.
- Далее необходимо снять крышку воздушного фильтра, как правило, она находится на верхней части двигателя. Крышка чаще всего закреплена при помощи четырех или пяти винтов. Поэтому вам потребуется обычная крестовая отвертка либо торцевой гаечный ключ. В некоторых моделях автомобилей, вместо винтов применяются клипсы или барашковые гайки.
- Далее необходимо извлечь старый фильтроэлемент.
- Прежде чем ставить новый воздушный фильтр, необходимо при помощи влажной тряпки удалить из корпуса накопившуюся там пыль и грязь.
- Далее следует поставить в корпус новый воздушный фильтр, как это изображено на рисунке. Необходимо расположить его широкой частью вверх и плотно прижать, чтобы между корпусом и фильтрующим элементом не было зазора.
- Затем нужно аккуратно прижать фильтр верхней крышкой и зафиксировать ее при помощи винтов, гаек или клипс.
Рекомендации
- Стоит помнить, что если эксплуатация авто производилась недавно, некоторые узлы, расположенные под капотом, могут быть горячими.
- При каждой замене воздушного фильтра необходимо осматривать гофрированный шланг, который соединяет дроссель с корпусом фильтра на предмет трещин, разрывов и щелей. Если в шланге имеется трещина, то пыль попадает в двигатель автомобиля.
- После нескольких поездок, рекомендуется проверить фильтрующий элемент на уровень загрязнения. Если пыль скапливается на резиновом ободе, то фильтроэлемент был установлен недостаточно плотно.
- На дизельных двигателях корпус фильтра оснащается специальным датчиком засорения, упрощающим отслеживание уровня пыли. После каждой замены фильтроэлемента, ручку датчика необходимо повернуть по направлению стрелки. Замену рекомендуется проводить, когда стрелка доходит до половины шкалы.
Разновидности
Разные формы фильтрующих устройств
Мы выяснили, для чего необходим воздушный фильтр двигателя, теперь давайте разберемся, какие есть разновидности фильтрующих устройств. По форме различают фильтры, выполненные в виде круга или прямоугольника. Первые реже используются, их считают устаревшей моделью, они хуже очищают поступающий воздух от загрязнений. Такой фильтрующий элемент требует периодичную промывку и замену смазочного материала.
В зависимости от способа фильтрации различают фильтры таких типов:
- Инерционный. Конструктивно состоит из корпуса, оснащенного подушкой из капроновой лески. Выполняет две очистки воздуха: первичную и вторичную Первая осуществляется путем оседания мелких частиц грязи и пыли, а вторая за счет подушки. Устройство отличается низкой эффективностью, нуждается в постоянной промывке.
- Инерционно-масляный. Отличаются от первого типа наличием моторного масла, размещенного на дне корпуса, оно позволяет более эффективно бороться с пылью и грязью.
- С нулевым сопротивлением. Фильтрующим элементом выступает поролон либо хлопчатобумажная ткань, обработанные специальным составом, позволяющим уменьшить сопротивление потока воздуха. Такие фильтры можно применять неоднократно, их промывают специальными моющими средствами, затем наносят повторно подпитку.
- Бумажный. Состоят из пористой бумаги, размещенной определенном способом. Бумажные волокна позволяют улавливать частицы пыли до одного микрона. После забивки указанные элементы нужно менять. Разновидности бумажных фильтрующих элементов:
- панельные;
- кольцевые;
- цилиндрические.
Первые две разновидности могут иметь каркасное и бескаркасное строение. Цилиндрические — отличаются каркасной конструкцией.
Кольцевые элементы отличаются круглой формой. Если конструкция каркасная, то каркас выполняется из сетки алюминия. Торцы изделия укрепляются поролоном из–за чего воздух не может проникнуть в щели между корпусом и фильтрующим элементом. Пористая бумага укладывается в виде гармошки. Указанная модель воздушного фильтра двигателя устанавливается на машинах, оборудованных карбюратором. Для инжекторных автомобилей используются панельные фильтры, состоящие из поролона, каркаса, сетки и бумаги, сложенной в виде гармошки.
Цилиндрические фильтрующие элементы применяются в грузовых машинах, по конструкции они похожи на кольцевые фильтры, при этом отличаются больше фильтрующей площадью.
Как часто нужно менять воздушный фильтр?
Итак, разобрались – воздушный фильтр менять необходимо. Но насколько часто? Всё зависит от вашего автомобиля, а также от местности, где вы живёте и эксплуатируете автомобиль.
Периодичность замены воздушного фильтра для легковых автомобилей – 15-30 тысяч километров пробега (точнее написано в руководстве по эксплуатации). Но это значение – для хороших асфальтовых дорог. Если же вы преимущественно покоряете пыльные грунтовки, то замена воздушного фильтра вам нужна будет значительно чаще.
Насколько чаще? Это можно определить визуально. Просто достаньте фильтрующий элемент и осмотрите его. Если он очень грязный, его нужно поменять.
Замена воздушного фильтра авто
Некоторые автолюбители считают, что новый фильтрующий элемент покупать не стоит. Достаточно только вытряхнуть старый, и цикл можно запускать сначала. Это не так. Безусловно, какая-то часть грязи упадёт – но вы уверены, что вся? Не нужно экономить на замене фильтра, иначе вы рискуете выложить кругленькую сумму за ремонт двигателя.
Сточные воды
При эксплуатации автомобилей образуются сточные воды. Состав и количество этих вод различны. Сточные воды возвращаются обратно в окружающую среду, главным образом в объекты гидросферы (река, канал, озеро, водохранилище) и суши (поля, накопители, подземные горизонты и др.). В зависимости от вида производства сточными водами на предприятиях транспорта могут являться:
- сточные воды от мойки автомобилей
- нефтесодержащие стоки от производственных участков (моющие растворы)
- сточные воды, содержащие тяжелые металлы, кислоты, щелочи
- сточные воды, содержащие краску, растворители
Сточные воды от мойки автомобилей составляют от 80 до 85% от объема производственных стоков автотранспортных организаций. Основными загрязнителями являются взвешенные вещества и нефтепродукты. Их содержание зависит от типа автомобиля, характера дорожного покрытия, погодных условий, характера перевозимого груза и др.
Сточные воды от мойки агрегатов, узлов и деталей (отработанные моющие растворы) отличаются наличием в них значительного количества нефтепродуктов, взвешенных веществ, щелочных компонентов и поверхностно-активных веществ.
Сточные воды, содержащие тяжелые металлы (хром, медь, никель, цинк), кислоты и щелочи наиболее характерны для авторемонтных производств, использующих гальванические процессы. Они образуются в процессе приготовления электролитов, подготовки поверхностей (электрохимическое обезжиривание, травление) гальванопокрытий и промывки деталей.
В процессе проведения малярных работ (методом пневматического распыления) 40% лакокрасочных материалов поступает в воздух рабочей зоны. При проведении этих операций в окрасочных камерах, оборудованных гидрофильтрами, 90% этого количества оседает на элементах самих гидрофильтров, 10% уносится с водой. Таким образом, в сточные воды окрасочных участков попадает до 4% израсходованных лакокрасочных материалов.
Основным направлением в области снижения загрязнения водных объектов, грунтовых и подземных вод промышленными стоками, является создание систем оборотного водоснабжения производства.
Ремонтные работы сопровождаются также загрязнением почвы, накоплением металлических, пластмассовых и резиновых отходов вблизи производственных участков и отделений.
При строительстве и ремонте путей сообщения, а также производственно-бытовых объектов предприятий транспорта происходит изъятие из экосистем воды, грунта, плодородных почв, минеральных ресурсов недр, разрушение природных ландшафтов, вмешательство в животный и растительный мир.