Санкционный продукт
Еще один фактор, негативно влияющий на положение «Группы ГАЗ», — это американские санкции, наложенные на Олега Дерипаску и его компании. Из-за них российский производитель вынужден, по сути, работать с двойной нагрузкой.
Вследствие санкционных ограничений ГАЗ лишился ряда международных партнеров и поставщиков и понес многомиллиардные затраты, был вынужден отложить реализацию многих инвестиционных проектов. И на этом фронте ГАЗ тоже борется в одиночку.
«Производство автомобилей, как и другие отрасли экономики России, несет убытки из-за падения спроса, перебоев с поставками комплектующих, а также прекращения продаж оффлайн. За первую неделю апреля 2020 года отсутствие продаж новых авто принесло автопроизводителям более 11 млрд рублей убытка, а государственного бюджету — минус 10,8 млрд рублей НДС от реализации транспортных средств — обрисовал ситуацию руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.
Минпромторг сообщил об увеличении финансирования программ льготного автокредитования с 5 млрд до 10,5 млрд рублей, однако эта мера касается почти исключительно рынка легковых автомобилей. При этом субсидии на газомоторную технику в секторе Группы ГАЗ сократились в два раза, пишет «Авторевю».
Планы Группы ГАЗ по новой модели Соболь Некст на 2018-2019 г
Согласно последним сведениям, полученным от сотрудников Горьковского автозавода, участвовавших в работе над созданием нового поколения младшего семейства легких коммерческих автомобилей, проект разработки новой модели «Соболь Некст» заморожен на неопределенный срок. В качестве причин источники ссылаются на трудности, связанные с интеграцией кабины Next в кузов самой компактной газовской модели и самое главное — перевод семейства на абсолютно новую платформу с отказом от применения рамного шасси.
Отметим, что в конструкции нынешних Соболей используется своя собственная рама, отличная от газелевской, с иными лонжеронами и независимой двухрычажной передней подвеской. Следующее же поколение «пушного зверя» планировалось выпустить на основе несущего кузова, чтобы тяжелая рама не «съедала» приличную часть грузоподъемности.
Первый прототип Соболя Next был показан на Московском автосалоне 2012 года в образе десятиместного микроавтобуса (на фото), и изначально в серию новая модель должна была пойти в 2015-ом. Позже запуск производства перенесли на 2017 год, и вот непосредственно сейчас стало известно, что такого автомобиля скорее всего вообще не будет, по-крайней мере в ближайшие годы. Видимо, разработка конструкции на базе несущего кузова под обособленное модельное семейство оказалось слишком трудозатратной и нерентабельной.
То есть, уже сейчас можно говорить о том, что нынешний Соболь останется на конвейере еще как минимум на 2018 и 2019 годы, при этом производитель не намерен отказываться от его модернизации. На текущий момент минимальная цена модели составляет 745 000 рублей за бортовой грузовик; кроме того в семействе имеются цельнометаллические и грузопассажирские фургоны, микроавтобусы, спецверсии и полноприводные автомобили. Ну а когда ресурс первого поколения окажется окончательно исчерпанным, вряд ли Группа ГАЗ полностью откажется от данной ниши: по слухам нижегородский автоконцерн уже ведет переговоры с неким немецким автопроизводителем по поводу организации сборки его продукции на своих мощностях и под своим брендом.
Обособленное место в модельном ряду Горьковского автозавода занимает семейство полноприводных коммерческих автомобилей ГАЗ 4WD, куда также входит Соболь 4х4 во всех существующих кузовных модификациях. Данные автомобили вполне неплохо продаются и считаются хорошей альтернативой ульяновским УАЗикам.
Пока неизвестно, что придет на замену подобным полноприводникам младшего семейства, если «Нексты» для него так и не будут реализованы, и каковой могла бы стать новая модель ГАЗ Соболь 4х4 2018-2019 года. Очевидно, что пока придется довольствоваться предыдущим поколением таких вездеходов, вроде того, что представлен на видео ниже в обзоре самой актуальной на текущий момент версии с обновленной приборной панелью. Обзор проведен на примере бортового 6-местного исполнения «Фермер».
История
«Группа ГАЗ» основана в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто», существовавшего с 2001 года.
Слияния и поглощения
В августе 2006 года специализирующиеся на производстве военной техники предприятия «Группы ГАЗ» (ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», «Завод корпусов» в городе Выксе и ОАО «Барнаултрансмаш») выделены в самостоятельное предприятие — ООО «Военно-промышленная компания» — с целью обеспечить разделение автомобилестроительного бизнеса «Русских машин» на публичные («Группа ГАЗ») и непубличные («Военно-промышленная компания») активы.
Летом 2006 года «Группа ГАЗ» за 40,67 млн $ приобрела британскую компанию по производству лёгких грузовиков LDV Holgings (Бирмингем). Весной 2009 года в связи с кризисом сбыта, вызванным, в том числе, мировым экономическим кризисом, LDV Holgings попала под процедуру банкротства. В результате в начале мая 2009 года «Группа ГАЗ» договорилась о продаже этой компании малайзийскому автопроизводителю Weststar.
В 2008 году «Группа ГАЗ» договорилась о покупке 50 % итальянской VM Motori и локализации производства её двигателей. Закрытие сделки должно было произойти после одобрения антимонопольными органами. «Группа ГАЗ» также заключила соглашение с General Motors (контролирует 50 % VM Motori) об условиях совместного владения итальянской компанией. В середине 2009 года данная сделка была расторгнута в связи с последствиями экономического кризиса.
С 1 января 2011 года Барнаултрансмаш выведен из-под управления ООО «ВПК», но остаётся частью холдинга группы компаний «ГАЗ».
Модульные «скорые» и антибактериальные автобусы
При этом в Группе ГАЗ уверены что им есть, что предложить стране для жизни в новых условиях. В частности, предлагается новый подход к производству медицинских автомобилей. Традиционно в России машины «скорой помощи» делают на базе цельнометаллического фургона. В Нижнем Новгороде предлагают ставить на шасси съемный медицинский модуль, что дешевле. После того как шасси будет изношено — машины «скорой» за неделю накатывают по 2 тыс. км — модуль просто переставят на новое. В условиях пандемии можно быстро наладить массовый выпуск таких машин. Если после окончания кризиса спрос на «скорые» уменьшится, медицинские модули можно хранить на складах Госрезерва, а шасси использовать для установки других надстроек, необходимых в общественном хозяйстве.
По словам Вадима Сорокина, инженеры Группы работают над антибактериальными автобусами — воздух внутри салона обеззараживается с помощью закрытых рециркуляторов, а поручни покрываются специальной бактерицидной краской с ионами серебра. Совместно с научными организациями ГАЗ работает и над внедрением обеззараживающих фильтров в систему кондиционирования.
Запустится цепочка банкротств
Решение выйти на работу было во многом вынужденным. Если не начать выполнять хотя бы немногие имеющиеся сегодня заказы, есть риск что уже в скором времени запустится цепочка банкротств смежников ГАЗа. Ведь большинство поставщиков Группы — сравнительно небольшие производства.
Проблема более чем серьезная. Сама «Группа ГАЗ» объединяет 10 крупных и средних предприятий российского автопрома, на которых трудятся свыше 35 тыс. человек. Заводы компании выпускают сотни видов коммерческого транспорта, пассажирские автобусы, а также двигатели и автокомпоненты. Производитель фактически является национальной логистической платформой, обеспечивая и пассажирские, и грузовые перевозки, и социальные учреждения, и коммунальные хозяйства.
Высокая локализация модельного ряда ГАЗ дает работу более 400 тыс. человек в смежных отраслях, в том числе сотрудникам 3,7 тыс. компаний, поставляющих на заводы компоненты и материалы. Благополучие таких компаний зависит от того, есть ли у ГАЗа заказ.
«Мы поставляем на заводы Группы ГАЗ порядка 1,5 тыс. видов жгутов проводов. Это наш ключевой заказчик, обеспечивающий более 90% от всего объема производства. Это занятость более 700 человек в Арзамасе в том числе людей с инвалидностью по зрению, которых мы обеспечиваем работой, являясь членами Всероссийского общества слепых», — рассказал «Известиям» генеральный директор НПО Автопровод (г. Арзамас) Михаил Молодцов.
То же самое касается и сбытовой сети, рентабельность автодилеров низкая — 1–2%. Для сравнения в ресторанном бизнесе прибыль достигает 20–30%. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) оценили потери от кризиса — 10–15% дилерских предприятий могут обанкротиться.
Нечего производить
Не так сложно запустить заводы, как обеспечить загрузку мощностей Основные покупатели продукции Группы ГАЗ — это предприятия малого и среднего бизнеса. Многие из них сейчас не работают, и почти все откладывают обновление автопарка.
Производственная программа ГАЗа держится на заказах, сделанных в марте. Спрос на новые автомобили сейчас небольшой — в основном от логистов и компаний, специализирующихся на онлайн-доставке.В «Группе ГАЗ» ожидают, что закупки на рынке коммерческого транспорта на ближайшие два-три месяца фактически будут заморожены. Поэтому, если сейчас имеющиеся заказы способны загрузить конвейер Горьковского автозавода на треть, то в мае и июне загрузка составит от силы 10–15%.
По словам Вадима Сорокина, производство в этом году может сократиться вдвое, как и продажи — ГАЗ производит только ранее оплаченные клиентами автомобили.
Более того — завод вынужден работать фактически всего в убыток, так как себестоимость машин значительно выросла — чем меньше их производят, тем выше расходы на каждую.
«ГАЗели» и экология
Еще одна антикризисная мера, которую предлагает Группа ГАЗ, — меры по обновлению автопарка. Например, стимулирование через субсидии госкомпаний и потребителей на закупку более экологичной техники Евро-5, вместо имеющихся машин с нормами токсичности Евро-0 или Евро-3.
«ГАЗ — самое современное производство из существующих в нашей стране. И несмотря не санкции, завод способен выдавать конкурентноспособные модели с моторами как Евро-5 и Евро-6. Существующая Газель Next превосходит по многим параметрам иномарки, а готовая к производству Газель NN оснащена самыми современными электронными системами. Не автомобиль — робот. В то же время она будет предлагаться по конкурентноспособной цене», — рассказал «Известиям» эксперт и ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин.
Опрошенные «Известиями» игроки рынка и эксперты говорят о необходимости адресной помощи российским автопроизводителям. Прежде всего предприятиям с высокой локализацией.
Это позволит не только поддержать отечественных производителей, но и использовать кризис на выполнение программы импортозамещения и усиления производственной безопасности страны, считает председатель правления некоммерческой организации «Консорциум «Автокомпоненты и телематика» Сергей Бородин.
«Адресная помощь, несомненно, нужна, но помощь эта, как уже упоминалось, должна быть не в виде прямого расхода бюджетных денег на «неопределенную поддержку», а в обеспечении гарантированным заказом автомобилей», — отметила Екатерина Григорьева из SRG.
Президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич привел пример поддержки рынка, который предлагает Китай. Правительство КНР решило субсидировать население на покупку отечественных автомобилей и для этих целей будет выдавать до $1,4 тыс. на человека на покупку автомобиля.
Новинка Газель Next 2017-2018
Российский автопроизводитель «Группа ГАЗ» объявил о том, что 7 сентября в рамках осеннего Международного грузового автосалона COMTRANS состоится дебютный показ цельнометаллического фургона “Газели Next» нового поколения.
Помимо заводской новинки на выставочном стенде группы выделено место для седельного тягача “Газон-Некст“ и новой генерации автобуса Павловского автозавода марки ПАЗ.
Несмотря на кризис на российском рынке LCV и ожидание очередного спада продаж в конце 2015 начало 2016 года, заводчане не стали переносить сроки выпуска новинки. По их расчётам цельнометаллическая модель фургона способна заинтересовать тех покупателей, у которых ещё вчера не было широкого выбора. Аналогичным кузовом располагает только семейство «Газель-Бизнес». В активе линейки “Некст“ — бортовые грузовики и шасси.
Газель Next в отличие от эксмоделей будет обладать большей вместимостью. Кроме этого, в настоящий момент специалисты ГАЗа заняты разработкой собственного автобуса, который будет создан на базе фургона и представлен публике в ближайшее время.
Изменения коснуться и коробки передач новинки: вместо обычного рычага управления появится “джойстик“, который в скором времени заменит привычные рукоятки не только у всего семейства “Next “, но и у “Газелей“, “Уралов“ и “Газонов“.
Что касается турбодизеля Cummins, то после его форсировки крутящий момент возрастёт до 330 Н•м (или на 60 Н•м по сравнению с сегодняшним).
Главный акционер “Группы ГАЗ“ Олег Дерипаска объявил о том, что за последние годы группа инвестировала в новые технологии на ГАЗе более 20 млрд. рублей для того, чтобы сегодня у нас появилась новая генерация лёгкого коммерческого транспорта.
В 2016 году отечественные дилеры открыли продажи новой генерации Газель Next. Модель доступна в 2 версиях: 7-местный грузопассажирский фургон-комби и фургон с 13,5-метровым кузовом.
Главным достоинством авто станет стоимость, которая в сравнении с иностранными аналогами окажется ниже на 25-50%. Собственникам Газель Next также удастся существенно сэкономить на запасных частях, ТО и расходниках.
Качество продукта остается высоким. В «базе» фургон получит богатую комплектацию и хорошую экономическую эффективность.
В сравнении с предшественником кузов фургона увеличится на 30%. Специальный люк, установленный под пассажирским сиденьем, позволит транспортировать длинномерные грузы. Задние двери будут фиксироваться на полном открытии и в промежуточном положении. Специальные пластиковые обивки защитят от повреждений и истирания.
Грузопассажирский вариант совместит преимущества комфортабельного микроавтобуса и грузовика.
В авто смогут уместиться 7 человек вместе с 9,5 кубометрами багажа. Задние сиденья будут раскладываться в спальное место.
Производитель также предложит столики, розетки и USB-выходы для салона.
Ценники на фургон начнутся от 1,23 млн рублей, на версию «комби» с дизелем – от 1,3 млн рублей, на версию «комби» с бензиновым ДСВ – от 1,16 млн рублей. Покупателям также предложат скидки по trade-in и лизинговые программы.
Комплектация | Цена руб. | Двигатель л/л.с. | Коробка | Привод |
NEXT ЦМФ-3 (дизель) | 1 330 000 | 2.8/110 | 5 ст. МКП | задний |
NEXT ЦМФ-7 (дизель) | 1 405 000 | 2.8/110 | 5 ст. МКП | задний |
NEXT ЦМФ-8 (дизель) | 1 635 000 | 2.8/110 | 5 ст. МКП | задний |
NEXT Автобус (дизель) | 1 540 000 | 2.8/110 | 5 ст. МКП | задний |
Новый Газель Next видео тест-драйв: