Признаки неисправности
Визуально определить, что проблемы с подачей тока в автомобиле, практически невозможно. Для диагностики следует запустить мотор или прогнать технику на скоростных режимах.
Перед тем, как проверить модуль зажигания, следует чётко знать симптоматику «заболевания». Итак, первые сигналы о проблемах со свечами зажигания:
- коленчатый вал транспортного средства вращается с нужной частотой, но мотор не запускается. Из-за отсутствия искры нет воспламенения горючей смеси;
- в одном или нескольких цилиндрах происходят поочерёдные вспышки, возгорания, и как следствие двигатель работает нестабильно, хаотически;
- силовой агрегат работает в момент вращения стартера автомобиля. Когда «пусковой механизм» перестаёт вращаться, агрегат глохнет;
- резкая потеря мощностного потенциала машины и как следствие, повышенное потребление топлива;
- выход со строя катализатора из-за большого количества несгоревшего топлива внутри сегмента;
- долгий процесс запуска мотора в период средних и низких температур на улице. В это время на внешних стенках собирается обильное количество влаги, которая не пропускает искру свечи;
- всевозможные механические повреждения на корпусе свечей, что приводит к нестабильной подаче тока в камеру сгорания для воспламенения.
Самостоятельное выявление проблем
Процедура нетрудная. Самый простой способ – визуальный. Самый сложный связан с детальным изучением работоспособности двигателя.
Одним из явных признаков поломки этих является нарушение в работе двигателя. Например, он может тяжело запускаться, у него могут быть холостые обороты.
Другие признаки таковы:
- Первый связан с вращением коленчатого вала. Если его вращение осуществляется с нужной частотой, но сам мотор не запускается, это признак отсутствия зажигания. Иначе говоря, воздушная смесь не воспламеняется.
- Если в цилиндрах вспыхивает смесь из горючего и воздуха, мотор может трудиться крайне не стабильно.
- При запуске двигателя не функционирует стартер. В итоге и двигатель тоже затухает.
- Очень высокие расходы горючего. Если состав из топлива и воздуха не воспламеняется, то мощь силового агрегата сокращается или падает до нуля. Компенсировать потери мощности может подача увеличенной дозы горючего в цилиндры. И в результате получаются внушительные траты топлива.
- Не работает катализатор. Если в технологии нет зажигания, нет и возгорания топливовоздушного состава. И не загорающееся топливо оказывается в катализаторе. И там оно окисляется. И катализатор перестает функционировать.
- Плохо запускается холодный мотор. Во время поворачивания зажигания холодные сосредотачивают в себе конденсат. А он считается отличным проводником электричества. Если дистанция между электродами увеличивается, то и должна развиваться степень напряжения пробоя. Самостоятельно её развить нельзя, ведь энергия будет устраняться по указанным электродам, а также конусу из керамики.
- На поверхности есть следы механических дефектов. Это признак либо полной поломки, либо неправильной работы.
- На электродах имеются нагары и отложения. От самих свечей опахивает топливом. Это свидетельство того, что сама система, и все до одной неисправны.
- Повреждённый кабель, проводящий мощное напряжение, могут серьёзно ухудшать привычную работу.
Контактный трамблёр
Трамблёр представляет собой устройство, посредством которого определяется момент образования искры. Кроме этого, механизм распределяет искру по цилиндрам мотора. Основными функциями, которые выполняет распределитель зажигания, являются:
- прерывание низковольтной цепи системы зажигания;
- распределение энергии между свечами.
Контактная система зажигания (КСЗ) или контактный трамблёр такое название получили в силу того, что первичная цепь разрывается посредством механических контактов, смонтированных внутри устройства. Такой трамблёр изначально устанавливался на ВАЗ 2105 и других классических «Жигулях». Он приводится в движение посредством вала, который вращается от механизмов мотора. На валу расположен кулачок, от воздействия которого замыкаются и размыкаются контакты.
Трамблёр ВАЗ 2105 состоит из следующих элементов: 1 — пружинный держатель крышки; 2 — вакуумный регулятор опережения зажигания; 3 — грузик; 4 — штуцер подвода разрежения; 5 — пружина; 6 — ротор (бегунок); 7 — крышка трамблёра; 8 — центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания; 9 — боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания; 10 — центральный контакт ротора (бегунка); 11 — резистор; 12 — наружный контакт ротора; 13 — опорная пластина регулятора опережения зажигания; 14 — провод, соединяющий распределитель зажигания с выводом первичной обмотки катушки зажигания; 15 — контактная группа прерывателя; 16 — корпус трамблёра; 17 — конденсатор; 18 — валик трамблёра
Проверка
Как и любая деталь автомобиля, распределитель зажигания со временем изнашивается, что отражается на работе двигателя. Выражается это в проблематичном запуске, подёргиваниях, повышении расхода топлива, потере динамики. Поскольку такие признаки указывают в целом на проблемы с системой зажигания, прежде чем приступить к проверке трамблёра, нужно убедиться в исправности остальных элементов (свечи, провода). Основными деталями, от которых зависит образование и распределение искры, являются крышка и контактная группа, поэтому на их диагностике нужно остановиться в первую очередь.
Сперва следует осмотреть крышку рассматриваемого узла. При выявлении трещин деталь заменяют исправной. Подгоревшие контакты зачищают наждачкой.
Контактная группа механических трамблёров является «больным местом» классических «Жигулей», поскольку деталь постоянно подгорает и требует регулировки. Подгоревшие контакты осматривают и зачищают. При сильных повреждениях их меняют.
Кроме этого, следует осмотреть бегунок распределителя и проверить мультиметром резистор: он должен иметь сопротивление 4–6 кОм.
Регулировка зазора контактов
Зазор между контактами определяется в разомкнутом состоянии при помощи щупов. Регулировку проводят следующим образом:
- Снимаем крышку трамблёра и поворачиваем коленвал в положение, при котором зазор между контактами будет максимальным.
-
С помощью щупа проверяем зазор, который должен быть в пределах 0,35–0,45 мм.
- Если зазор отличается от нормы, при помощи плоской отвёртки отворачиваем крепление контактной группы.
- Откручиваем регулировочный винт.
-
Путём перемещения контактной пластины подбираем нужный зазор, после чего зажимаем крепление.
-
Убеждаемся, что зазор выставлен правильно, закручиваем крепёжный винт контактной группы.
Режимы работы свечей
Искровые свечи бензиновых двигателей по режиму работы условно подразделяют на «горячие», «холодные», «средние» — в зависимости от тепловой характеристики свечи, выражаемой её калильным числом.
Калильное число свечи зажигания определяется на специальной тарировочной установке, имеющей вид эталонного одноцилиндрового двигателя определённой конструкции. В этот двигатель устанавливают соответствующую свечу зажигания и испытывают его в различных режимах, отслеживая при этом характер работы, а также температуру и давление в цилиндре.
Каждому режиму работы двигателя соответствует определённое значение температуры теплового конуса изолятора свечи. Когда эта температура поднимается выше 850…900°С, в двигателе начинает происходить так называемое калильное зажигание — самопроизвольное, без искры, воспламенение рабочей смеси при контакте с раскалённым тепловым конусом изолятора и другими частями свечи. Данный процесс обычно проявляется при работе двигателя на больших оборотах под нагрузкой. Он может приводить к оплавлению поршня и камеры сгорания, прогоранию поршней и выпускных клапанов, а также повреждению иных элементов двигателя. Для его предотвращения в двигатель устанавливаются свечи зажигания с «холодной» тепловой характеристикой, что обеспечивается хорошим отводом тепла от теплового конуса изолятора свечи. У таких свечей тепловой конус короткий и изолятор почти на всей своей длине контактирует с металлом корпуса свечи, благодаря чему тепло от него хорошо отводится и его перегрева не происходит даже в форсированных моторах с напряжённым тепловым режимом.
С другой стороны, однако, нельзя допускать и слишком малой рабочей температуры теплового конуса свечи, поскольку при её снижении ниже 400…500°С на конусе начинается накопление отложений, вследствие чего происходит поверхностная утечка тока высокого напряжения через слой нагара, что уменьшает мощность искрового пробоя зазора, или вообще делает его невозможным. Поэтому в менее форсированных двигателях применяются «горячие» свечи, у которых тепловой конус изолятора имеет большую длину и теплоотвод от него затруднён, благодаря чему даже при невысокой тепловой напряжённости камеры сгорания происходит нагрев свечей и их выход на рабочую температуру, обеспечивающую самоочищение от продуктов сгорания топливной смеси — нагара, сажи и т. п.
Изоляторы свечей, работающих в оптимальном режиме, всегда имеют цвет «кофе с молоком», говорящий о правильной работе двигателя. Стоит отметить, что прогрев свечей до температуры самоочищения занимает достаточно много времени и происходит лишь примерно после 10 км пробега автомобиля, в особенности по скоростной трассе, когда тепловыделение велико. При поездках на более короткие расстояния, а также работе двигателя исключительно на малых и средних оборотах, самоочищения свечей не происходит и они покрываются нагаром, требуя периодической очистки (механической или пескоструйной).
Степень нагрева элементов свечей зависит от следующих основных факторов:
- Внутренние факторы:
- конструкция электродов и изолятора (длинный электрод и изолятор нагреваются быстрее);
- материал электродов и изолятора;
- толщина материалов;
- степень теплового контакта элементов свечи с корпусом;
- наличие медного сердечника в центральном электроде.
- Внешние факторы
- степень сжатия и компрессии;
- тип топлива (более высокооктановое обладает большей температурой сгорания);
- стиль езды (на больших оборотах и нагрузках двигателя нагрев свечей больше);
- состав смеси (на бедных нагрев выше) и угол опережения зажигания.
«Горячие» свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что снижается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с низкой степенью сжатия и при использовании низкооктанового топлива. Так как в этих случаях меньше температура в камере сгорания.
«Холодные» свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что максимально повышается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с высокой степенью сжатия, с высокой компрессией и при использовании высокооктанового топлива, а также в двигателях с воздушным охлаждением, отличающихся повышенной тепловой напряжённостью камеры сгорания.
«Средние» свечи — занимают промежуточное положение между горячими и холодными (самые распространенные)
проверка и замена свечей зажигания на автомобиле ваз 2107
Для выполнения работ по замене и проверки свечей зажигания автомобиля ваз 2107 потребуется специальный круглый щуп.
Последовательность выполнения работ проверки и замены свечей зажигания на автомобиле ваз 2107
1. Подготавливаем автомобиль ваз 2107 к выполнению операций (см. «Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту»).
ВниманиеПри выполнении следующей операции запрещается тянуть за высоковольтный провод. Усилие следует прикладывать только к наконечнику высоковольтного провода
2. Снимаем со свечи зажигания наконечник высоковольтного провода.
3. Очищаем от грязи и продуваем сжатым воздухом головку блока цилиндров вокруг свечи.
4. Свечным ключом на 21мм или торцовым ключом с глубокой головкой выворачиваем свечу из резьбового отверстия в головке блока цилиндров.
5. Визуально оцениваем состояние свечи зажигания.
У исправной свечи зажигания при отрегулированном на автомобиле ваз 2107 двигателе нагар на изоляторе свечи должен быть от серо-желтого до серо-коричневого цвета. Если нагар на свече зажигания имеет черный цвет, возможно свеча неисправна или нарушены регулировки двигателя. При наличии на изоляторе свечи трещин или повреждений свечу зажигания необходимо заменить.
6. Круглым щупом проверяем у свечи зажигания зазор между электродами. Если зазор у свечи зажигания не соответствует норме, устанавливаем зазор свечи согласно табл. 13.3, подгибая или отгибая боковой электрод.
7. Устанавливаем в двигатель автомобиля ваз 2107 свечу зажигания, заворачивая ее рукой, а затем затягиваем ключом моментом 3—4 кгс-м.
ВниманиеЧрезмерная затяжка свечи зажигания может привести к повреждению резьбы в отверстии головки блока цилиндров. 8
Аналогично заменяем на автомобиле ваз 2107 свечи зажигания других цилиндров
8. Аналогично заменяем на автомобиле ваз 2107 свечи зажигания других цилиндров.
Зазоры между электродами свечи зажигания автомобиль ваз 2107
Система зажигания автомобиля ваз 2107Зазор свечи зажигания, ммТип свечи зажигания
контактная
бесконтактная
инжекторный двигатель
0,5-0,6
0,7-0,8
1,0-1,1
А17ДВР
А17ДВ-10
А17ДВРМ
Диагностика работы двигателя по внешнему виду свечи
Принять решение проверить свечи зажигания можно после проявления следующих характерных признаков и симптомов:
- Автомобиль стал «тупить» при резком нажатии на педаль акселератора.
- Заметно повысился расход топлива.
- Загорается лампочка, сигнализирующая о неисправностях двигателя.
- В зимнее время затруднен запуск двигателя.
- Неустойчивая работа на холостых оборотах.
Для точного диагностирования, перед выкручиванием свечей, тщательно прогрейте двигатель. Хорошо, предварительно проехать не менее 250 км. По своему внешнему виду они могут быть чистыми с электродом светло-серого цвета – свеча находится в идеальном состоянии и не является причиной возникших проблем.
Нагар напоминает отложение известняковых пород – говорит о наличии несгораемых присадок в масле, возможны такие же отложения на поршневой системе, что может привести к серьезной поломке двигателя.
Черный цвет электродов будет свидетельствовать о слишком «богатой» топливной смеси – именно такое состояние свечи бывает при повышенном почти в 2 раза расходе бензина.
Отложения смолянистой консистенции, напоминающий деготь – признак неработающей свечи, без всяких сомнений меняйте ее на новую свечу.
Разрушение керамического слоя изолятора – механическое воздействие (падение, удар) перед установкой, ремонту не подлежит, необходимо произвести замену. При наличии около центрального электрода металлических частиц или оплавления металлических элементов – является признаком избыточного перегрева, что может привести к пригоранию поршней и выходу из строя клапанов. Серьезная компьютерная диагностика двигателя в этом случае обязательна.
При самостоятельной обратной установке свечей на двигатель следует учитывать величину прилагаемого для закручивания усилия, которая составляет 30 Нм. Для этого используется специальный динамометр.
Провести профессиональную диагностику двигателя и всей системы зажигания можно в сервисном центре, который подберут по вашей заявке на сайте Uremont.com опытные менеджеры.
Немного теории
Чтобы ответить на вопрос, как выставить зазор у свечей зажигания, стоит понять, как работает подобный механизм, и почему так важно правильно подбирать его параметры. Свеча зажигания предназначена для того, чтобы производить розжиг топливной смеси в цилиндрах двигателя
Их управлением занимается распределитель-прерыватель, который последовательно подает ток на одну из свечей в момент полного заполнения цилиндра топливовоздушной смесью
Свеча зажигания предназначена для того, чтобы производить розжиг топливной смеси в цилиндрах двигателя. Их управлением занимается распределитель-прерыватель, который последовательно подает ток на одну из свечей в момент полного заполнения цилиндра топливовоздушной смесью.
Что произойдет, если свеча неисправна или не работает по каким-либо причинам? Очевидно, возгорание смеси в соответствующих цилиндрах не будет происходить. Это приведет к тому, что мотор станет работать лишь за счет цилиндров со «здоровыми» свечами. В итоге появится вибрация, и произойдет резкая потеря мощности.
Такое неприемлемое состояние автомобиля однозначно приводит к ускоренному износу компонентов двигателя. Сначала начинает выходить из строя поршневая группа, а потом достается и остальным деталям. Чтобы этого не произошло, стоит выкрутить свечи и проверить их состояние визуально. Если нагара на центральном и боковом электроде нет, а сами составляющие не разрушены и расстояние между ними не слишком велико, то свеча исправна. Если же есть подозрения на ее неисправность, деталь лучше заменить, во избежание дальнейших проблем с автомобилем.
Зазор, который является одним из параметров свечей зажигания, тоже играет немаловажную роль. Как известно, искра протекает между двумя электродами — боковым и центральным. Между ними имеется некоторое расстояние, позволяющее проходящей искре несколько задерживаться и эффективно воспламенять бензиновую смесь в цилиндре.
Зазор между воспламенителями у свечей зажигания может быть разным, в зависимости от марки и модели того или иного автомобиля. О том, какой должен быть зазор у свечи, написано в соответствующей документации. В-основном, эта величина варьируется от 1 до 5 мм, а отклонения от заданной нормы приводят к печальным последствиям.
Так, слишком большой зазор между составляющими свечи приведет к тому, что ток, идущий между электродами, потеряет свою мощность, какой бы интенсивностью ни обладал ток катушки зажигания. Несложно догадаться, к чему это приведет: топливная смесь будет поджигаться не полностью или не возгораться вообще. Такое явление будет эквивалентно полностью неисправному электроду и неизбежно приведет к троению двигателя и резкой потере мощности между соседними тактами.
Проверка и замена катушки зажигания
На заднеприводных автомобилях классического семейства с карбюраторным двигателем катушка зажигания (в автомобильных кругах её часто называют «бобиной») устанавливается в моторном отсеке на левом брызговике и закрепляется с помощью двух гаек.
На более поздних инжекторных версиях установлен модуль зажигания, закрепляемый на блоке цилиндров.
Перед тем, как принять решение о замене катушки, следует удостовериться в ее неработоспособности, иначе ремонт может оказаться бесполезным, а деньги будут выброшены на ветер.
Способы проверки
Самый простой, не требующий особых приспособлений, но небезопасный способ. Снимаем центральный высоковольтный провод и прокручиваем двигатель, повернув ключ зажигания. Одновременно прислоняем снятый провод на «массу» или кузов автомобиля. Если искра есть — значит катушка в порядке. Для этой операции, возможно, понадобится помощник.
Второй способ, он же более точный, заключается в измерении сопротивлений обмоток катушки с помощью измерительного прибора мультиметра или «в народе» с помощью тестера.
Измерение сопротивлений катушки зажигания
Зачищаем контакты катушки (шпильки на корпусе). Первая проверка — сопротивление первичной обмотки. Для этого подключаем омметр к двум шпилькам и снимаем измерения. В зависимости от типа проверяемой катушки сопротивление должно находиться в следующих пределах: катушка 2101-2107 Б-117А = 3-3.5 Ом; катушка 2108-099 027.3705 = 0.45-0.5 Ом.
Затем проверяем сопротивление в цепи вторичной обмотки. Одну клемму тестера подключаем к центральному выводу высоковольтного провода, а вторую клемму щупа — оставляем на выводе первичной обмотки. В этом случае сопротивление рабочей катушки должно быть следующим: Б-117А = 7.4-9.2 кОм; 027.3705 = около 5 кОм.
Замена на новую
Для замены катушки зажигания (бобины) ВАЗ 2107 необходимо проделать следующие действия:
- Вынимаем высоковольтный провод из крышки катушки.
- Ключом на 8 отворачиваем гайку с вывода, обозначенного на крышке катушки буквой «Б», и снимаем наконечники зеленого и коричневого проводов. Чтобы мелкие гайки не потерять, рекомендуем наживлять их на место.
- Аналогично отсоединяем голубой провод с черной полосой от вывода, обозначенного буквой «К».
- Если цвета проводов окажутся другими, а такое возможно — перед отсоединением пометьте их положение. С вывода «Б» провод проложен в жгуте проводов, с вывода «К» — один соединяется с выводом распределителя зажигания, второй уходит в жгут.
- Ключом на 10 отворачиваем на три-четыре оборота гайки крепления катушки.
- Снимаем ее с автомобиля.
Устанавливаем новую катушку в обратной последовательности, соблюдая записанный порядок подсоединения проводов.
Модели и фирмы-производители
На прилавках автомагазинов существует несколько моделей катушек зажигания. Для «классики» (2101-2107) — Б-117А, а для автомобилей ВАЗ восьмого семейства (2108-21099) — 027.3705.
В основном, все катушки отечественного производства, фирмы-производители: АТЭ-2, Цитрон, Старый Оскол. Самыми качественными, по многочисленным отзывам, считаются катушки от производителя ЗАО «СОАТЭ» г. Старый Оскол.
Неисправности свечей и их диагностика
Основным параметром является зазор между свечой зажигания, электродами, поэтому вам нужно знать, что приемлемо. Этот параметр отличается в зависимости от того, используется ли инжектор или карбюратор в энергосистеме. Кроме того, производитель устанавливает свои стандарты для различных типов двигателей. Обычно зазор находится в интервале 0,5-1 мм и, если он отличается от нормы, его необходимо отрегулировать.
Мы сняли карбюратор с ВАЗ 2107, пробежали по всей топливной системе, и двигатель все еще не тянет? Как ни странно, но проблемы с воспламенением от симптомов очень похожи на неисправности в топливной системе. Вы можете даже грешить на инжекторе, его насос установлен в бак, если двигатель не набирает обороты. И причина не будет в насосе, а в высоковольтных проводах, которые со временем высохли, а утечка тока увеличилась много раз.
Неисправности свечей и их диагностика
Основным параметром является зазор между электродами свечи, поэтому необходимо знать, какой зазор допустим для вашего двигателя. Данный параметр разнится в зависимости от того, инжектор или карбюратор использован в системе питания. Кроме того, производитель устанавливает свои нормы, касающиеся применения свечей в различных типах двигателей. Обычно зазор лежит в промежутке 0,5-1 мм и если отличается от нормы, то его необходимо регулировать.
Сняли с ВАЗ 2107 карбюратор, перебрали всю топливную систему, а двигатель все равно не тянет? Как ни странно, но проблемы с зажиганием по симптомам очень похожи на неисправности в топливной системе. Можно даже грешить на инжектор, его насос, установленный в баке, если двигатель не набирает обороты. А причина окажется вовсе не в насосе, а в высоковольтных проводах, которые со временем высохли, и утечка тока увеличилась в разы.
Копоть — плохой признак
Нагар на свечах зажигания может говорить о любых неисправностях, вплоть до некорректной регулировки состава топливной смеси. Почему свечи черные, можно узнать, исключив одну за одной описанные ниже причины. При нормальной работе двигателя, с соблюдением всех норм и правил эксплуатации, электроды свечей будут иметь светло-коричневый цвет. Нагар может встречаться, но в очень малом количестве, то же касается и отложений. Как ни крути, но топливо зачастую грязное, с примесями, которые не сжигаются до конца и остаются на стенках камеры сгорания и на свечах.
Бархатистый черный нагар будет говорить о высоком расходе топлива, поэтому необходима замена воздушного фильтра, или же инжектор (карбюратор) необходимо настроить. Светло-серый, а иногда и вовсе белый нагар — в топливной смеси большое содержание воздуха, ездить с такими настройками довольно опасно. Необходимо обеднить смесь, иначе частые перегревы и прогар клапанов в ближайшем будущем обеспечены. А замена клапанов — это не замена свечи на ВАЗ 2107, может влететь в копеечку.
Если у электрода красный цвет, то это говорит о высоком содержании присадок в топливе. Смените заправку, иначе металлы в присадках будут образовывать тонкий слой на юбке свечи, отчего искра перестанет проходить и двигатель просто заглохнет или начнет «троить»
Если присутствуют следы от масла, стоит обратить внимание на маслоотражательные колпачки. Как следствие, вы заметите повышенный расход смазки
В случае разрушения клапана вы увидите на электроде свечей и масляные подтеки, и остатки бензина, и черные отложения. Кроме того, на нем будут присутствовать мелкие металлические частицы. Без ремонта тут не обойтись. Работа с детонацией способна разрушить керамическую часть детали, в этом случае потребуется замена свечи на ВАЗ 2107.