«некрасивые самолеты не летают»: 5 неудачных прототипов летательных аппаратов

Lada Vesta: объявлены цены и комплектации

Свершилось! К дилерам приехала Lada Vesta, самая ожидаемая новинка российского автомобильного рынка этого года.

59 избранных продавцов в 28 городах России, успевших переоформить шоу-румы в новом фирменном стиле, получили в среднем по 16 автомобилей каждый. Всего для реализации в первый день-два предназначена тысяча машин.

План до конца года был озвучен АвтоВАЗом раньше и пока не менялся: пять-шесть тысяч «Вест».

Самая доступная Lada Vesta в комплектации Classic стоит 514 000 рублей. Она оснащена вазовским 16-клапанником мощностью 106 л.с. (это пока единственный доступный для модели мотор) и 5-ступенчатой механикой Renault. В богатый по меркам класса набор опций включены:

  • Подушка безопасности водителя
  • Три подголовника на заднем сиденье
  • Крепления для детских сидений ISOFIX
  • Автоматическое запирание дверей при движении
  • Автоматическое отпирание дверей и включение аварийной сигнализации при столкновении
  • Сигнализация
  • Дневные ходовые огни
  • Система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС
  • Антиблокировочная система тормозов с усилителем экстренного торможения (ABS+BAS)
  • Электронная система распределения тормозных усилий (EBD)
  • Система курсовой устойчивости (ESC)
  • Противобуксовочная система (TCS)
  • Система помощи при трогании на подъеме (HSА)
  • Защита двигателя
  • Маршрутный компьютер
  • Подсказчик переключения передач в комбинации приборов
  • Заднее сиденье с раскладной спинкой в пропорции 60/40
  • Электроусилитель руля
  • Регулируемая по высоте и по вылету рулевая колонка
  • Воздушный фильтр салона
  • Складной ключ с кнопками центрального замка
  • Электростеклоподъемники передних дверей
  • Аудиоподготовка
  • Наружные зеркала с боковыми указателями поворота
  • Штампованные 15-дюймовые колеса с колпаками и полноразмерной запаской

Как можно заметить, необычно для базового набор бюджетной модели наличие ключа с пультом дистанционного управления и системы стабилизации. Комплекс ЭРА-ГЛОНАСС тоже экзотика, но это временно: он в России стал обязательным для всех машин, проходящих сертификацию. Просто «Весте» выпала честь быть первой ласточкой.

За 30 000 рублей к комплектации Classic можно добавить пакет Start. В него входят пассажирская подушка безопасности с возможностью отключения и кондиционер с функцией охлаждения перчаточного ящика.

Неплохая цена! Скорее всего, этот набор появится на большинстве «классических» «Вест». Тем более, что только с ним появляется возможность докупить роботизированную коробку передач (плюс 25 000 рублей).

Промежуточное исполнение Comfort стартует с 570 000 рублей, и за эти деньги покупатель дополнительно получает

  • Подушку безопасности пассажира
  • Сиденье водителя с регулировкой по высоте и поясничной поддержкой
  • Обогрев передних сидений
  • Электропривод и обогрев наружных зеркал
  • Задний парктроник
  • Кондиционер
  • Охлаждаемый перчаточный ящик
  • Аудиосистему (4,3-дюймовый монохромный дисплей, FM/AM с функцией RDS, USB, AUX, Bluetooth, Hands free) с четырьмя динамиками
  • Наружные зеркала и наружные ручки дверей в цвет кузова
  • Противосолнечный козырек водителя и пассажира с зеркалом

За 15 000 рублей сверху в «Весте» появится пакет Optima, состоящий из обогреваемого ветрового стекла и легкосплавных дисков на 15”. Робот стоит те же 25 000 рублей. С ним седан обойдется в 595 000 или 610 000 рублей в зависимости от наличия дополнительного набора «наворотов».

Lada Vesta Luxe оценена как минимум в 609 000 рублей. Эта версия богаче «оптимальной» на

  • Подлокотник сиденья водителя с регулировкой по углу наклона
  • Футляр для очков
  • Подсветку мест входа-выхода в передних дверях
  • Электростеклоподъемники задних дверей
  • Обогрев ветрового стекла
  • Датчики дождя и света
  • Черную глянцевую решетку радиатора
  • Легкосплавные 16-дюймовые диски

Расширить «люксовую» комплектацию можно сразу несколькими способами.

За 19 000 рублей предлагается оригинальный цвет «Лайм», а за 24 000 рублей — комплект Multimedia: мультимедийный комплекс с семидюймовым сенсорным экраном, навигацией и камерой заднего вида, а также круиз-контроль с ограничителем скорости. Их можно заказать как по отдельности (итоговая цена – 628 000 или 633 000 рублей), так и вместе. В последнем случае «Веста» обойдется в 652 000 рублей.

Для седана в топовой комплектации с роботом действует та же доплата, 25 000 рублей.

Snecma C-450

В чем заключается самая серьезная проблема самолетов вообще и военных самолетов в частности? В том, что им нужно взлетать и садиться, причем для этого необходим длинный гладкий участок твердой поверхности, а лучше особым образом устроенная взлетно-посадочная полоса, до которой, заметим, можно не дотянуть или мимо которой можно промахнуться, которую, в конце концов, могут разбомбить, пока вы к ней летите. О том, что было бы неплохо придумать летательные аппараты с возможность вертикального взлета и посадки, которым полоса была бы не нужна, инженеры и теоретики задумались давно. Ответом могли бы стать вертолеты, но они медленнее, дороже в эксплуатации и сложнее в пилотировании, чем самолеты. Поэтому с начала 1950-х инженеры предлагали разные варианты решения описанной проблемы в рамках самолетной парадигмы.

Один из вариантов предложила французская фирма Snecma — она построила первый (и единственный) летный экземпляр самолета C-450 Coléoptère (то есть «Жук»), впервые поднявшийся в воздух в декабре 1958 года. Этот летательный аппарат был оснащен одним реактивным двигателем, установленным позади кабины пилота, вокруг которого было построено кольцевое крыло, создававшее подъемную силу в горизонтальном полете. Взлетал и садился «Жук» наподобие ракеты — хвостом вниз на реактивной струе двигателя, а на земле покоился на четырех небольших шасси, сильно напоминая при этом столик на колесиках (или паука рода циклокосмия). Пилот же сидел в движущемся кресле, установленном таким образом, чтобы при любом положении самолета оставаться вертикальным.

Испытания этой фантастической и весьма неэстетичной с виду конструкции показали, что поднять ее в воздух можно (максимальная высота, которой удалось достигнуть С-450, составляла 800 метров) и что даже возможно ею управлять, но задача эта непростая. Один из испытательных полетов даже провели в присутствии публики, но жизнь аппарата оказалась короткой: в ходе девятого полета в конце июля 1959 года пилот потерял ориентацию в пространстве, не справился с управлением и на высоте 150 метров был вынужден катапультироваться, а единственный экземпляр С-450 разбился при ударе об землю.

Интересно, что у аналогов-конкурентов «Жука» (впрочем, ни один из них не имел уникального кольцевого крыла) из других стран судьба тоже не сложилась. Так, в 1954-м совершили несколько полетов тестовые экземпляры турбовинтовых самолетов вертикального взлета и посадки на хвост XFY-1 Pogo («Прыгун») американской фирмы Convair и XFV-1 Salmon («Лосось») американской же фирмы Lockheed, а годом позже — их реактивный аналог Ryan X-13A-RY Vertijet. Заказчика проекта, ВМС США, результаты испытаний этих машин не впечатлили, и программа была закрыта.


Так как Snecma C-450 Coléoptère был построен в единственном экземпляре, то после катастрофы от него не осталось ничего, кроме чертежей, фото и видео. Перечисленные же американские образцы подобных самолетов хранятся в музеях США. Фото: Wikimedia Commons

Интерьер

После попадания вовнутрь, понимаешь, что здесь тоже нет ничего похоже с прошлым АвтоВАЗа. Буквально ощущаешь, как все детали были разработаны в дизайнерском плане. Использовали жесткий пластик, который на вид кажется мягким. Стали другие подрулевые переключатели. Можно выделить карты обивки на дверях. Все вместе они составляют литеру «Х». Подобными же буквами были отделаны обивки кресел и заднего сидения.

После попадания за рулевое колесо, чувствуешь себя довольно комфортно. Кроме лифта, появились хорошая боковая поддержка и настройка рулевого колеса по высоте и вылету. Сам руль приобрел иную форму. Материал отделки – мягкий пластик, какой весьма приятно держать в руках и который совсем нельзя назвать скользким. Еще одно новшество – новая приборная панель с подсветкой белого цвета. Панель теперь легко читается и смотрится по-современному.

Интерьер нового седана вполне просторный. Интерьер не воняет дешевым пластиком. На заднем диване смогут расположиться три взрослых человека, и свободного места в ногах будет достаточно. Но есть небольшой минус – это небольшое место над головой – рослым людям будет не очень комфортно сидеть.

Приборная панель была собрана качественно и без больших зазоров. Смотрится приятно, невзирая на применяемый жесткий пластик. В центре панели разместились спидометр, максимальное значение которого составляет 200 км/ч. Слева от него нашел свое место тахометр, а справа датчик уровня горючего в баке и температурный датчик мотора. Посередине рулевого колеса установлена рестайлинговая эмблема Лада.

Кстати, Веста – это первая машина, в которой был сделан модный выкидной ключ. Водительское кресло обладает рядом настроек – лифтом и поясничным подпором. Справа от шофера, расположился блок настроек стеклоподъемников и боковых зеркал. Обидно, что саморезы и винты оставили незакрытыми.

Lada Vesta – дебютная машина, в какой в штатном распорядке будет устанавливаться служба «ЭРА-ГЛОНАСС». Машина будет способна самостоятельно вызвать помощь при дорожно-транспортных происшествиях, отправляя свои координаты в координационный пульт службы спасателей.

Что известно о новой Lada Vesta FL

В начале 2019 года Научно-технический (НТЦ) в Тольятти выпустили четыре тестовых экземпляра обновлённой Lada Vesta, которая получит приставку Facelift (FL). К сожалению, полной информации о том, какой будет машина, нет. Отсутствует даже дата планируемой презентации и выхода в продажу. Пока что о новой Весте есть крупицы информации из неофициальных источников. Например, известно, что часть деталей будет производиться на сызранском заводе СЭД — это было озвучено учатсниками предприятия на конференции, посвящённой развитию автомобильной промышленности.

Пока ещё нет ни одной реальной фотографии Lada Vesta Facelift. Существующие ныне четыре экспериментальных авто проходят тестирование и их съёмка строго запрещена. Да и фотографировать эти тестовые машины бесполезно — они замотаны специальной плёнкой, не позволяющей разглядеть «новинку». В сети есть только изображения-прототипы (то есть компьютерные отрисовки), созданные автолюбителями на основе имеющейся о новой Ладе Весте информации.

Неофициальный концепт — так по мнению автолюбителей будет выглядеть обновлённая Lada Vesta Facelift

Характеристики обновлённой Весты

Техническая часть автомобиля вряд ли подвергнется серьёзной модификации: внутри будет находиться связка двигателя HR16 (1.6 л., 114 л.с.) с вариатором (CVT) Jatco JF015E. Основная задача изменений — придать Lada Vesta большей современности и молодёжности, поэтому трансформации преимущественно подвергнется внешний облик и салон.

Машина получит новые решётку радиатора и диски колёс (правда, в чём будут эти изменения — неизвестно). Форсунки стеклоомывателя переместятся с капота на пластиковую накладку, расположенную прямо под лобовым стеклом. Как это будет выглядеть, мы может примерно представить, так как подобное решение уже было реализовано в обновлённой Ладе Гранта.

Предположительно Lada Vesta FL будет иметь изменённый дизайн кнопок на двери водителя. Также появится электроприводная система складывания зеркал (которые, кстати, немного поменяют форму и станут более обтекаемыми).

В паблике любителей Лады Весты опубликованы эти два фото, которые якобы скрытно сняли работники тальяттинского завода — на них изображены зеркало и блок с кнопками для водительской двери Lada Vesta Facelift

Перемены в интерьере коснутся передней панели. Сюда будет вмонтирован разъём для бесконтактной зарядки гаджета, а также держатель для смартфона. Почти наверняка изменится дизайн электронного ручника. Руль станет немного меньше, чем у предшествующей Lada Vesta. Сиденья и подлокотник не изменятся.

Это отрисованный вариант салона обновлённой Lada Vesta

Технические характеристики

Силовой агрегат

Силовых агрегатов у Лада Веста 3. Более того, конструкторами было предусмотрены только бензиновые варианты. Они представлены простыми атмосферными, которые оснащаются инжекторами и распределенным впрыском топлива.

Они обладают объемом в 1.6 литра, однако их мощность далеко не одинаковая. Так, существует 16-ти клапанный двигатель на 106 конских силы и также 16-ти клапанный двигатель, рассчитанный на 114 лошадей.

Интересно то, что эти два агрегата разрабатывались АвтоВАЗом, а вот третий мотор идет от компании Renault-Nissan. Понятно, что незаурядная конструкция будет сказываться на пределе мощности, хотя пока данные сведения держатся в секрете.

Указывается лишь, что новенький автомобиль Веста будет достигать первой сотни километров за 10.3 секунды, всего лишь быстрее на 0.2 сек. чем Ваз 2110 с двухлитровым двигателем, а его предельная скорость будет равняться 185 км/ч.Технические характеристики

Двигатель Тип двигателя Объем двигателя Мощность Коробка передач Разгон до 100км/час, с. Максимальная скорость км/ч
Лада Веста 1.6 MT Бензин 1596 см³ 106 л.с. Механическая 5ст. 11.8 178
Лада Веста 1.6 АMT Бензин 1596 см³ 106 л.с. Роботизированная 5ст. 12.8 178

Коробка передач

В своем багаже Лада обладает 5-ти скоростной механической коробкой переключения передач, которая предназначается для двигателей со 114-тью лошадьми. Роботизированная коробка передач будет идти в паре с 106-сильным мотором.

Многообещающая подвеска

Автомобиль построен на платформе полностью новой подвески, в какую был включен кастор в 5 градусов и L-видные рычаги с насущными поворотными кулаками. Устанавливается данная подвеска на подрамнике, точки опоры двигателя тоже будут устанавливаться на подрамнике.

Более того, на том же подрамнике будет стоять рулевая колонка с электрическим усилителем от Рено Меган. К слову, все рулевое управление и независимая подвеска, были позаимствованы у Renault Megane RS.

Такая подвеска имеет улучшенные характеристики, нежели ранее использовавшаяся у лады на протяжении не одного десятка лет. Вообще машина вмести в себе детали французского и японского происхождения, однако, в общем, Лада собрана на уникальной базе.

Если автомобиль будет сильно нагружен, то дорожный просвет не будет сильно уменьшен. Пороги и дно покрыли специальным содержимым, который призван защищать от гравия и камня на дорожных участках.

Габариты

Каковы размеры Lada Vesta? В длину новый автомобиль достигает 4400 миллиметров, в ширину – 1765 миллиметров, а в высоту – 1498 миллиметров. Весит авто 1190 килограмм.

Общие сведения о модификациях

На сегодняшний день известно, что новый седан будет продаваться в 3-ех главных модификациях:

  • Классик;
  • Комфорт;
  • Люкс.

Пока, это только главные комплектации, но российская компания приняла решение отмахнуться от шаблонных вариаций и перейти на выбираемую политику перечня оборудования, что дало возможность в несколько раз повысить количество выбираемых модификаций, какие теперь имеет число – в 12-единиц.

Это очень продуманный ход, так как тогда, можно будет подобрать автомобиль под любого человека с его пожеланиями и вкусами. Теперь стоимость новинки известна. За штатную комплектацию Classic нужно будет отдать от 514 000 рублей.

Оригинальный функционал

Как говорилось, седан Lada Vesta идет с ЭРА-ГЛОНАСС, краш-боксом, который интегрирован в бампер машины, многофункциональный руль с различными регулировками, камера заднего вида с выводом картинки на дисплей. Есть и автоматизированные технологии, который отвечаю за закрытие дверей при старте на дороге, их открывание и включение аварийки при выстреле AirBag.

Безопасность

В комплектации «Люкс», пассивная безопасность заключается в наличии 4-ех AirBag, будут и боковые подушки. На комплектациях подешевле будет 1 либо 2 AirBag. Автомобиль российской сборки должен пройти краш тест на позиции лидеров класса – 4 звезды.

В активную безопасность включаются комплекс АБС+ESC Bosch самого нового поколения, даже в стартовой модификации. Летом 2015-ого года, в Самаре было запущено предприятие Бош, которое начнет производство АБС и ИСК для Лады.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Хорошая техническая сторона машины;
  • Достойная оснастка;
  • Детально проработанный дизайн;
  • Приемлемая цена для населения России;
  • Неплохая безопасность;
  • Работа силового агрегата;
  • Соотношение цена/качество;
  • Развитая дилерская сеть по всей России;
  • Современный экстерьер и салон машины.

Минусы машины

  • Сомнения с проходимостью автомобиля по сложным участкам дороги;
  • Стоимость зависит от курса валюты, ибо около 70% запчастей идут с других стран;
  • Первое время будет производиться только в кузове седан;
  • Внешний вид на «любителя»;
  • Все-таки дешевая отделка интерьера и слабоватая изоляция шума;
  • Вариативная линейка моторов;
  • Некоторые детали – импортные, поэтому цена них будет явно дороже.

Дизайн

Если сравнивать автомобиль нынешнего поколения и будущую новинку, то становится очевидно, что между ними нет практически ничего общего.

В передней части автомобиля будет присутствовать ИКС-образное выражение, которое изменится в сравнении с привычным ИКС-фейсом, благодаря установке новой решетки радиатора и вырезу воздухозаборника в переднем бампере. Кроме того, обновленной модели полагается иная головная оптика со светодиодным оснащением и окантовкой из хрома. В боковых частях бампера предусмотрены дополнительные вырезы воздуховодов, в которых будут установлены противотуманные огни C-образной формы.

Сбоку автомобиль получит привычные выштамповки на крыльях и дверях. И это, пожалуй, единственное, что является общим между автомобилями нынешней и будущей генерацией. Новая Лада Веста ФЛ Кросс 2021-2022 модельного года получит более крупные колеса, которые сделают ее еще выше. Помимо необычного дизайна литых дисков, можно отметить, что автомобилю достанутся тормозные суппорта, окрашенные в красный оттенок. Форма крыши будет полностью дублировать очертания БМВ Х6.

Корма кузова нового Lada Vesta Cross будет выглядеть особенно эффектно. Автомобилю достанется очень крупное заднее стекло и короткая крышка багажника, на которую будет вынесено название «LADA». Боковые фонари получат горизонтальную направленность и будут иметь некоторое сходство с аналогичными элементами немецких моделей. На задний бампер производитель вынес крупную светодиодную полосу, которая выполняет роль дублера стоп-сигнала. В нижней части бампера расположится воздухозаборник, а также два крупных выреза для патрубков выхлопной системы.

Салон обновившейся Лада Веста ФЛ Кросс 2021-2022 годов дизайнер создавать и публиковать не стал. Однако, вполне очевидно, что подобные изменения во внешности кроссовой вариации Lada Vesta должны заставить производителя кардинальным образом пересмотреть и салон автомобиля. Здесь могут быть установлены более крупные и комфортные кресла, которые будут подтверждать претензии новой Vesta на статус полноценного кроссовера.

Также стоит ожидать появления в салоне более современных элементов оснащения, включая наиболее актуальную версию системы мультимедиа, управляемую с помощью крупного сенсорного дисплея. Скорее всего корректировке подвергнется блок управления кондиционером, а для топовых модификаций будет предусмотрена установка двухзонного климат-контроля.

Конечно же, в автомобиле обязательно будут присутствовать датчики помощи во время парковки, ассистенты, помогающие избежать столкновений с препятствиями и прочие современные возможности.

Hughes H-4 Hercules

Изобретатель, пионер авиации, кинопродюсер и один из богатейших людей Америки своего времени, Говард Хьюз вообще-то немало сделал для развития авиации: придумал и внедрил на самолетах убирающиеся шасси, средства радионавигации, автопилот, первым построил цельнометаллический фюзеляж без клепок, а еще установил несколько мировых рекордов в авиации. Его авиакомпания TWA несколько десятилетий оставалась одной из крупнейших в США и первой внедрила некоторые решения, которые сегодня считаются само собой разумеющимися, например разделение салона пассажирского лайнера на классы. Тем не менее слава Хьюза противоречива: куда больше сегодня он известен как эксцентричный затворник, пускавшийся в странные и безуспешные предприятия (за что не в последнюю очередь, по-видимому, нужно поблагодарить кинофильм «Авиатор» с Леонардо Ди Каприо в роли Хьюза). И один из самых известных его проектов в области авиации будто бы подтверждает это несправедливое суждение — огромный даже по сегодняшним меркам гидроплан H-4 Hercules Хьюз начал строить в 1942 году по заказу Министерства обороны США, которое предполагало использовать гигантский самолет для переброски войск и грузов в воюющую Европу.

Даже на бумаге этот самолет представлял собой внушительное зрелище: по проекту он должен был перевозить через океан до 750 военнослужащих в полном обмундировании и с оружием (для сравнения: в самом большом в истории пассажирском авиалайнере Airbus A380, появившемся шесть десятилетий спустя, в стандартной компоновке помещается 575 пассажиров) или пару 30-тонных танков. Вживую машина, очевидно, выглядела еще более впечатляюще: высотой с 5-этажный дом (чуть больше 24 метров), с восемью двигателями, а в длину и ширину (то есть по расстоянию между концами крыла) больше футбольного поля: 67 × 98 метров.

H-4 Hercules и сегодня остается самым большим самолетом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Что же в нем странного и нелепого? Во-первых, внешний вид: назвать этого серого, как бегемот, гиганта красивым смог бы, пожалуй, только сам Говард Хьюз. Во-вторых, он сделан почти полностью из прессованной при высокой температуре березы, пропитанной фенольной смолой, иначе говоря, из фанеры, что позволяло фирме Хьюза обойти ограничения на поставки алюминия, введенные в военное время. В-третьих, создание самолета заняло больше пяти лет, обошлось в 23 млн долларов (больше 200 млн в сегодняшних деньгах с учетом инфляции), при этом аппарат совершил всего один небольшой полет через два года после окончания Второй мировой, когда всякая нужда в нем отпала, да и тот длился лишь 26 секунд, прошел на высоте 21 метр над поверхностью Тихого океана в виду Лонг-Бич (пригорода Лос-Анджелеса). Хьюз осуществил его исключительно под давлением комиссии Сената США, расследовавшей нецелевое расходование бюджетных денег, выделенных на постройку самолета.

После первого и единственного полета 2 ноября 1947 года и до смерти Говарда Хьюза, наступившей в 1976 году, Hughes H-4 Hercules хранился в ангаре, где бригада из 300 рабочих (в 1962-м сокращенная до пятидесяти человек) поддерживала его в летном состоянии. Затем летательный аппарат путешествовал по музеям США, пока наконец не обосновался в Авиакосмическом музее «Эвергрин» в городке Макминнвиль, шт

Орегон, где его можно увидеть и сегодня во всем его великолепии (обратите внимание: под крылом гиганта установлен настоящий самолет Douglas DC-3 — авиалайнер, впервые поднявшийся в воздух в 1936 году и способный перевозить до 32 пассажиров). Фото: Farwestern Photo by Gregg M

Erickson / Wikimedia Commons

BBA-14

Последний экземпляр в нашей коллекции, пожалуй, столь же уникален и экзотичен, как и биография его создателя. Роберт Людвигович Бартини родился в 1897 году в городе Фиуме (тогда это была Австро-Венгрия, а сегодня город называется Риека и располагается на территории Хорватии) и был назван при рождении Роберто Оросом ди Бартини, а по происхождению он был внебрачным сыном барона. Увидев в раннем детстве демонстрационные полеты русского авиатора Харитона Славороссова, Роберто навсегда влюбился в авиацию.

Бартини стал офицером, повоевал в Первую мировую, оказался в плену, переселился в Италию вслед за отцом после распада Австро-Венгрии, поработал на самых простых должностях типа рабочего и водителя, сделался коммунистом, унаследовал огромное состояние отца и пожертвовал его итальянской компартии, экстерном сдал экзамены на звание авиационного инженера, выучился на пилота в 1923-м и после прихода к власти в Италии фашистов эмигрировал в СССР. Уже там, будучи военным летчиком, Бартини сделался авиаконструктором и создал несколько воплощенных в металле машин, а в целом более 60 проектов летательных аппаратов. В 1938 году он оказался в сталинском лагере, вышел оттуда живым после окончания Второй мировой и прожил в Советском Союзе до самой своей смерти в 1974 году, продолжая работать.

Последним детищем Бартини стало странное и весьма впечатляющее изделие: ВВА-14, название которого представляет собой аббревиатуру словосочетания «Вертикально-взлетающая амфибия» с прибавлением числа «14» по числу двигателей. Изначально предполагалось, что ВВА-14 сможет взлетать с воды и садиться на воду как вертикально, так и с разбегом, наподобие обычного самолета, и будет использоваться как спасательный или противолодочный самолет. Но с разработкой двигателей вертикального взлета и посадки (их предполагалось сделать 12, а еще два предназначались для горизонтального полета) возникли неразрешимые на тот момент трудности, поэтому аппарат решено было переделать в экраноплан, идею которого Бартини разрабатывал на протяжении многих лет.

Экраноплан — это транспортное средство, использующее экранный эффект, что позволяет ему перемещаться экономично и быстро. Эффект аэродинамического экрана образуется при движении крыла на высоте до нескольких метров над поверхности воды, земли, снега или льда — возмущения воздуха, распространяющиеся от крыла, отражаются от этих поверхностей и создают как бы воздушную подушку, поддерживающую транспортное средство над землей (если же экраноплан может подниматься на высоту больше нескольких метров, где экранный эффект перестает действовать, он имеет полное право называться экранолетом).

Построенный в единственном экземпляре ВВА-14 совершил первый полет в 1972 году и после этого проходил испытания несколько лет, но работы над двигателями вертикального взлета и посадки так и не были завершены. Спустя же пару лет после смерти Бартини в 1974-м были свернуты и испытания и самого аппарата в качестве экраноплана, он отправился в Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино, где пребывает и поныне в крайне плачевном состоянии. Но даже в полуразобранном и сильно обветшалом виде аппарат производит сильное впечатление и напоминает не самолет пятидесятилетней давности, а шаттл инопланетян — или трехголового дракона, за что современники метко прозвали его Змеем Горынычем. Можно ли назвать ВВА-14 красивым? Очень сомневаемся. На сайте, посвященном этому аппарату и его реставрации, которая ведется силами энтузиастов с 2019 года, можно найти фотографии BBA-14 с консолями крыла, поплавками и другими элементами, ныне утерянными, но и с ними он выглядел крайне неконвенционально.


Имея крыло (на этом фото 1998 года отсутствуют боковые консоли) размахом 28,5 метров, почти 26 метров в длину и 6,8 метров в высоту, BBA-14 по проекту мог нести до 4000 кг грузов, развивать скорость до 760 км/ч и иметь дальность полета 2450 км. Несмотря на свою необычную форму — центральный фюзеляж и два боковых отсека, крыло-центроплан, поплавки — и обилие сложных и оригинальных узлов, аппарат, по отзывам испытателей, демонстрировал устойчивость и управляемость в воздухе в пределах нормы и ничуть не хуже, чем у традиционных самолетов. Фото: Jno / Wikimedia Commons

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоДиск
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: