Замена крестовины кардана ВАЗ 2106
Крестовины кардана подлежат только замене, поскольку иголки подшипника, наружная и внутренняя часть обоймы изнашиваются, что приводит к образованию люфта. Это говорит о невозможности и неуместности восстановления детали. Если по характерным признакам было выявлено, что шарниры кардана нуждаются в замене, потребуется демонтировать сам вал, а уж после приступать к ремонту. Для предстоящей работы нужны будут такие инструменты и материалы:
- рожковый ключ на 13;
- головка на 13 с воротком или трещоткой;
- медная или алюминиевая наставка;
- молоток;
- сжимные плоскогубцы с тонкими губками;
- универсальный съёмник;
- зубило;
- новая крестовина;
- смазка «Фиол-1» или «ШРУС-4»;
- большая отвёртка.
Снятие кардана
На ВАЗовской «шестёрке» крепление карданного вала выполнено к редуктору заднего моста, а ближе к коробке передач кардан удерживается подвесным подшипником. Демонтаж вала с автомобиля проводится следующим образом:
-
Откручиваем крепление кардана ключом на 13.
-
Если болты при отворачивании гаек проворачиваются, вставляем отвёртку, поджимая крепёж.
-
При откручивании последнего болта вал придерживаем второй рукой, поскольку он может упасть на вас. Кардан отводим в сторону после полного вывинчивания болта.
-
Зубилом на фланце эластичной муфты делаем отметку положения кардана.
-
Отвёрткой отгибаем обойму уплотнителя возле муфты.
-
Сдвигаем обойму вместе с уплотнительным кольцом в сторону.
-
Откручиваем центральное крепление и придерживаем сам кардан.
-
Для окончательного демонтажа сдёргиваем вал с коробки передач.
Снятие крестовины
После демонтажа карданного вала можно сразу приступать к разборке крестовины:
- Наносим маркировку вилок шарниров кардана, чтобы избежать нарушения заводской балансировки при сборке. Для нанесения меток можно использовать краску (на фото ниже) или ударить слегка зубилом.
-
Извлекаем стопорные кольца специальными клещами.
-
Зажав кардан в тисках, выпрессовываем подшипники через подходящие оправки либо выбиваем их молотком.
-
Разбираем шарнир, смещая крестовину в направлении снятого подшипника, после чего слегка поворачиваем крестовину и извлекаем её из вилки.
- Аналогичным образом выпрессовываем противоположный подшипник.
-
Повторяем действия, описанные в п. 3, и полностью демонтируем крестовину.
- Такие же шаги повторяем со вторым шарниром, если требуется и его замена.
Установка крестовины и кардана
Монтаж шарнира и вала выполняем в следующем порядке:
-
С новой крестовины снимаем чашки и заводим её в проушины.
-
Устанавливаем чашку на место, аккуратно обстукивая молотком до тех пор, пока не появится канавка для стопорного кольца. Монтируем его и поворачиваем кардан.
-
Аналогичным образом вставляем и фиксируем противоположную чашку, а затем две оставшиеся.
- Наносим на шлицевое соединение кардана смазку «Фиол-1» или «ШРУС-4» и вставляем его во фланец эластичной муфты, фиксируя защитное кольцо.
- Крепим карданный вал к кузову и к редуктору заднего моста.
Видео: замена крестовины кардана на ВАЗ 2101–07
В крестовины кардана смазка закладывается с завода. Однако при замене изделия я всегда после проведения ремонта шприцую шарнир. Лишней смазка не будет, а её недостаток приведёт к повышенному износу. Для крестовин рекомендуется использовать «Фиол-2У» или «№ 158», но в крайнем случае подойдёт и «Литол-24». Хотя знаю автовладельцев, которые используют «Литол» как для крестовин, так и для шлицевого соединения. При шприцевании нагнетаю смазку до тех пор, пока она не начнёт выходить из-под уплотнителей. Согласно регламенту шарниры нужно обслуживать каждые 10 тыс. км пробега.
Для замены шарниров кардана необязательно быть опытным автомехаником. Желание автовладельца и пошаговые инструкции помогут выявить неисправность и провести ремонт в гаражных условиях без совершения ошибок.
Балансировка кардана ВАЗ 2107
При возникновении вибрации из-за дисбаланса карданного вала потребуется его балансировка. Самостоятельно сделать это проблематично, поэтому обычно обращаются в автосервис. Балансируют кардан следующим образом.
- Карданный вал устанавливают на специальный станок, на котором измеряют ряд параметров.
- На одну из сторон кардана прикрепляют груз и снова тестируют.
- Измеряют параметры кардана с грузом, прикреплённым к противоположной стороне.
- Вал переворачивают вал на 180˚ и повторяют измерения.
Полученные результаты позволяют отбалансировать кардан, приварив в установленные по результатам измерений места грузы. После этого ещё раз проверяют баланс.
Видео: балансировка кардана
Народные умельцы придумали, как отбалансировать кардан ВАЗ 2107 своими руками. Процедура представляет собой следующее:
- Карданный вал условно разделяют на четыре равные части, предварительно загнав авто на яму или эстакаду.
- К первой части кардана прикрепляют грузик весом около 30 г и проводят тестирование.
- Выезжают на дорогу с ровным покрытием и проверяют, уменьшилась или увеличилась вибрация.
- Действия повторяются с грузиком, прикреплённым на другую часть кардана.
- После определения проблемной части кардана подбирают вес грузика. Для этого автомобиль тестируется на ходу с грузиками разной массы. Когда вибрация исчезнет, грузик приваривается к кардану.
При балансировке кардана опытным путем подбирается грузик и после исчезновения вибрации приваривается
Очевидно, что народным способом добиться высокой точности балансировки не удастся.
Ремонт карданной передачи ВАЗ 2107 не представляет особой сложности даже для неискушённых автовладельцев. Необходимо лишь желание, свободное время, минимальный набор слесарных инструментов и тщательное следование инструкциям специалистов.
Ремонт кардана ВАЗ 2107
Демонтировать кардан ВАЗ 2107 для ремонта или замены можно без эстакады или подъёмника. Для этого потребуется:
- рожковый и торцевой ключи на 13;
- плоская отвёртка;
- головка на 13 с воротком или трещоткой;
- молоток;
- пассатижи.
Для ремонта кардана потребуется стандартный набор инструментов
Демонтаж кардана
Для ремонта или замены эластичной муфты кардан потребуется снять с автомобиля. Его демонтаж осуществляется в следующем порядке:
- Стояночным тормозом фиксируются задние колёса.
-
Откручиваются четыре болта крепления кардана к заднему редуктору.
-
Отворачиваются две гайки крепления подвесного подшипника к кузову.
-
Несильным ударом молотка вал выбивается из шлицев. Если муфта работоспособна, снимать её не нужно.
-
На кардан и фланец заднего моста наносятся метки (насечки молотком, отвёрткой или зубилом), чтобы при последующей сборке их положение не изменилось. В противном случае возможно появление шумов и вибраций.
Замена крестовины кардана
Если в шарнирах появился люфт, крестовину обычно меняют на новую. Дело в том, что изношенные игольчатые подшипники ремонту не подлежат. Демонтаж крестовины после снятия кардана осуществляется следующим образом:
-
Специальным съёмником или подручными инструментами вынимают стопорные кольца, удерживающие стаканы шарниров в пазах.
-
Нанося резкие удары по крестовине молотком, снимаются стаканы. Вышедшие в результате ударов из своих посадочных мест стаканы вынимаются плоскогубцами.
- Посадочные места под шарнир очищаются от загрязнений и ржавчины мелкой наждачной бумагой.
-
Новая крестовина устанавливается в обратной последовательности.
Видео: замена крестовины ВАЗ 2107
Замена подвесного подшипника
Если подшипник или резиновая подвеска выработали свой ресурс, замена производится в следующем порядке:
-
С автомобиля снимают кардан и разъединяют вилки в его центральной части.
-
Ключом на 27 ослабляют центральную гайку крепления подшипника на валу.
-
Съёмником выпрессовывают вилку, отворачивают гайку и снимают саму вилку.
-
Откручивают два болта крепления подшипника к поперечине. Поперечину снимают.
-
Промежуточную опору с подвесным подшипником устанавливают на проставки (например, на уголок). Подшипник сбивается с помощью головки.
-
При замене подшипника без резиновой части подходящим инструментом снимают стопорное кольцо и, наставив подходящую головку, выбивают сам подшипник.
- Сборку производят в обратной последовательности, предварительно смазав подшипник.
Видео: замена подвесного подшипника ВАЗ 2107
Сборка кардана
Сборка и установка карданного вала на ВАЗ 2107 производится в обратной последовательности
При этом следует обращать внимание на следующие немаловажные моменты:
- При ремонте подвесного подшипника перед установкой вилки шлицевое соединение и саму вилку необходимо смазать. Лучше всего для этого подойдёт «Литол».
-
Гайку крепления вилки следует закручивать динамометрическим ключом с моментом 79,4–98 Нм. После этого гайку нужно зафиксировать металлической наставкой.
-
После установки обоймы сальника и самого сальника, а также фланца на шлицевое соединение, обойму следует зафиксировать путём загибания усиков отвёрткой.
-
Шлицевое соединение переднего вала нужно смазать с помощью специального шприца. Для этого рекомендуют использовать «Фиол-1» и «Шрус-4». Этим же шприцем смазываются и сами крестовины.
-
После установки шарниров плоским щупом необходимо проверить зазор между чашкой каждого из подшипников и проточкой под стопорное кольцо. Зазор должен составлять от 1,51 до 1,66 мм.
- После установки стопорных колец следует несколько раз ударить молотком по вилкам крестовин с разных сторон.
-
Передний фланец и заднюю часть кардана необходимо прикрепить к эластичной муфте и заднему редуктору, соответственно.
При сборке рекомендуется смазать все болтовые соединения. Это заметно облегчит ремонтные работы в будущем.
Трансмиссия ВАЗ
Передача крутящего момента от коробки передач к главной передаче осуществляется карданной передачей, которая дает возможность передавать крутящий момент под постоянно изменяющимся углом (вследствие эластичной подвески заднего моста).
Карданная передача состоит из переднего 14 и заднего 21 карданных валов, промежуточной опоры 17, эластичной муфты 23 и двух карданных шарниров. Задний шарнир через вилку 22 соединяется с фланцем ведущей шестерни главной передачи.
Передний карданный вал. Изготовлен из тонкостенной стальной трубы, к обоим концам которой приварены шлицевые наконечники. На шлицах переднего наконечника расположен фланец 7, который через резиновую эластичную муфту соединяется с фланцем 2 вторичного вала 10 коробки передач болтами 6. Соосность соединяемых валов обеспечивают центрирующее кольцо 15, напрессованное на конец вторичного вала коробки передач, и центрирующая втулка 4, запрессованная во фланец 7. Кольцо 15 фиксируется на валу стопорным кольцом 16.
Шлицевое соединение смазывается через отверстие, закрываемое пробкой 18. Смазывающий материал удерживается резиновым сальником 9, который помещен в стальной обойме 8, а с другой стороны — уплотнителем 13, надетым на гайку 12. Задний шлицевый наконечник вала 14 опирается на шариковый подшипник 33 промежуточной опоры. На шлицах наконечника гайкой 34 закреплена вилка 28 промежуточного карданного шарнира.
Задний карданный вал. Изготовлен из тонкостенной трубы, по концам которой приварены вилки карданных шарниров.
Промежуточная опора. Поглощает вибрации карданной передачи. Она состоит из кронштейна, закрепленного на поперечине 26 болтами с гайками. Поперечина в свою очередь крепится гайками на болтах, приваренных к кузову. На болты крепления поперечины устанавливаются стальные распорные втулки 20 и резиновые изолирующие втулки 19, поджимаемые шайбами. В кронштейне расположена резиновая подушка, которая привулканизирована к поверхностям кронштейна и корпуса подшипника.
В корпусе подшипника расположен радиальный шариковый подшипник 33 с уплотнителями, который фиксируется в корпусе стопорным кольцом 27. Пылеотражатели 32, установленные с обеих сторон подшипника, защищают подшипник от грязи.
В подшипник во время сборки закладывается смазывающий материал Литол-24 и при эксплуатации не пополняется.
Эластичная муфта. Поглощает шум и вибрации карданной передачи. Она выполнена из шести резиновых элементов 3, между которыми размещены металлические вкладыши 5 с отверстиями для болтов 1 и 6. На вкладышах имеется шесть выступов, из которых три заходят в пазы фланца вторичного вала коробки передач, а остальные — в пазы фланца эластичной муфты. Этим обеспечивается центрирование эластичной муфты на фланцах.
Карданный шарнир. Состоит из двух закрепленных на валах вилок 28 и 36 и крестовины 35, которая соединяет вилки между собой. На полые шины крестовины надеты корпуса игольчатых подшипников 30. Подшипник крестовины уплотнен сальником, расположенным в металлической обойме 31. Игольчатые подшипники в сборе фиксируются в отверстиях вилок стопорными кольцами 29, которые по толщине делятся на пять размеров. Каждому размеру кольца соответствует определенный цвет: 1,62 — желтый; 1,59 — черный; 1,56 — синий; 1,53 — темно-коричневый; 1,50 — неокрашенное. Подбором стопорного кольца той или иной толщины обеспечивается осевой зазор крестовины в пределах 0,01-0,04 мм.
С 1988 г. на части автомобилей, а в дальнейшем на все автомобили устанавливается карданная передача с шарнирами повышенной долговечности. Она внешне отличается увеличенной толщиной вилок по месту установки игольчатых подшипников, отсутствием металлических обойм под сальники крестовины и более резким переходом трубы переднего карданного вала в шлицевый наконечник (примерно под углом 90°). Карданные шарниры имеют улучшенное уплотнение игольчатых подшипников. Это достигается применением сальников 2 радиально-торцового уплотнения. Корпуса игольчатых подшипников отштампованы из листовой стали в отличие от точеных из прутковой стали в ранее применяемой карданной передаче.
Новые и ранее выпускаемые крестовины карданных шарниров взаимозаменяемы. Но устанавливать новые крестовины (ВАЗ-2105) в вилки старых карданных валов (ВАЗ 2103-06) нежелательно, так как в этих вилках уменьшается жесткость штампованных корпусов игольчатых подшипников.
В связи с изменением размеров вилок карданных шарниров изменена технология разборочно-сборочных работ новых карданных шарниров. Поэтому в тексте описывается технология ремонта как старых, так и новых шарниров.
В начало страницы