Как и зачем измеряют плотность электролита?
Многие автовладельцы попросту не знает для чего следует измерять плотность электролита в аккумуляторе. Как известно, электролит состоит на 35% из серной кислоты и на 65% из дистиллята. Такое соотношение позволяет с легкостью накапливать заряд, при этом не причиняется какой-либо вред свинцовым пластинам. В процессе эксплуатации показатели плотности электролита могут изменяться, что объясняется испарением дистиллированной воды и химическими реакциями при работе АКБ. В результате повышается содержание серной кислоты, что в свою очередь ухудшает заряд и может нанести вред свинцовым пластинам, вплоть до полного прихода в негодность аккумулятора.
Как меняются свойства аккумулятора в ходе его эксплуатации
Многие специалисты считают, что доливать в аккумулятор воду или электролит неправильно, так как данный узел не относится к элементам, которые можно ремонтировать. С другой стороны, АКБ – это далеко не дешевый механизм, так что покупка новой батареи сопряжена с большими финансовыми затратами. Как результат, желание увеличить срок его службы является вполне естественным. Но чтобы правильно заправить такое оборудование, необходимо разобраться с тем, что же происходит с аккумулятором во время его работы (прежде всего, это имеет отношение к постоянным зарядкам и разрядкам устройства).
Первоначально, когда АКБ только сходит с конвейера, в нем находится специальная эмульсия (35 % – серная кислота, 65 % – дистиллированная вода). В ходе эксплуатации оборудование нагревается, что приводит к электролизу, при этом часть дистиллята испаряется в силу повышения температуры. Если аккумуляторная батарея полностью герметичная, то конденсат со временем стечет по стенкам назад. В то же время, при наличии определенных повреждений корпуса, которые неизбежно возникают в ходе использования АКБ, водяной пар просто испаряется из узла. Как результат, соотношение дистиллята и серной кислоты меняется, эмульсия становится более концентрированной. Все это сказывается и на показателях работы самого устройства.
Кроме испарения в АКБ проходит и еще один процесс – сульфатация (кислотные соли оседают на металлических планках узла).Таким образом, это приводит к уменьшению плотности кислоты. Как правило, такое явление возникает в случае нерегулярного (простои транспортного средства) или неправильного (подключение аккумулятора к слишком мощному источнику тока) использования аккумуляторной батареи. Кроме того, сульфатация возможна и в случае проблем с электрическими приборами автомобиля.
Видео обзор о том какую кислоту заливают в аккумулятор:
Устройство и принцип работы АКБ
Корпус изделия выгнан из пропилена, данный материал был выбран по двум главным причинам:
- Не проводит ток
- Не разрушается под действием кислоты
Одно устройство включает в себя шесть соединенных между собой аккумуляторов. Отдельная батарея объединяет отрицательные и положительные электроды (для их изготовления берется свинцовый сплав, для отрицательных электродов – свинцово-кальциевый состав), наполненные активной массы.
Изоляцию слоев противоположного заряда обеспечивает сепаратор из пластмассы. С целью улучшения стойкости к коррозии, свинцово-кальциевый сплав для электродов может разбавляться серебром либо оловом.
Как избежать проблемы?
Как проверить признаки сгоревшего процессора, мы разобрали. А чтобы не столкнуться с этим, рекомендуем вам установить на свой ПК специальную программу, способную контролировать температуру компонентов системы. В сети вы найдете большой выбор подобных приложений – платных и бесплатных, простых и продвинутых.
Еще специалисты советуют не использовать игры, приложения, для запуска которых требуется более мощная система, чем ваш ПК. Такие программы также могут вызывать повышение температуры процессора до критической.
Теперь вы знаете, как определить сгоревший процессор и сменить его на новый. Но проще подобную проблему не допустить.
Устройство аккумулятора
Свинцовые аккумуляторы устроены из соединенных последовательно емкостей — банок. В банках в раствор серной кислоты погружены пластины из свинцового сплава. Благодаря восстановлению и окислению свинца на аноде и катоде в батарее существует разница электрического потенциала.
Основные причины поломки аккумулятора:
- Выкипание электролита.
- Изменение химического состава электролита.
- Растворение пластин — сульфатация.
- Короткое замыкание в банках — анод прикасается к катоду без зазора.
Виды батарей
Кислотные аккумуляторные батареи бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Обслуживаемый имеет специальные отворачивающиеся пробки, дающие доступ внутрь батареи. Можно ареометром проверить плотность, визуально определить уровень и цвет электролита. Необслуживаемые аккумуляторы лишены такой возможности. Технологически они более совершенны, так как испарения воды из электролита сведены к минимуму, и раствор серной кислоты рассчитан на весь срок службы прибора. Необслуживаемые батареи нужны, если они устанавливаются в салоне автомобиля.
Пытаясь из необслуживаемого аккумулятора сделать обслуживаемый, нужно определить возможно ли это, об этом далее.
Необслуживаемые свинцовые аккумуляторы бывают:
- С жидким электролитом – технология WET
- С заполнителем из стекловолокна – технология AGM
- С гелевым электролитом — GEL
Полноценно можно обслужить только WET батарею. В зависимости от материала пластин эти аккумуляторы бывают:
- Сурьмянистые: свинец обладает излишней пластичностью, для прочности в него добавлена сурьма. Ее недостаток — она катализатор элетролиза воды. уровень и плотность электролита изменяются. Этот вид необходимо чаще обслуживать. Обозначаются они буквами Sb.
- Кальциевые: наличие кальция снижает срок службы прибора — пластины быстро сульфатируются. Обслуживать такие батареи практически не нужно, но главное — не допускать глубокого разряда. Обозначаются они буквами Ca.
- Гибридные: одна часть клеммы сделана из кальциевого, вторая — сурьмянистого материала. Отличный компромисс — газовыделение сведено к минимуму. Обозначаются Ca/Sb.
Только предварительно выяснив, можно ли обслужить именно ваш аккумулятор, стоит переходить непосредственно к работе.
Состав кислотного электролита
Свинцово — кислотные аккумуляторы для автомобилей наиболее распространенные на сегодня. Электролит в аккумуляторе автомобиля это 33-38 % раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Плотность такого раствора примерно равна 1.27 г/л. Существует несколько стандартов качества кислоты, но нас интересует только характеристики кислоты для АКБ.
Согласно ГОСТ 667 73 аккумуляторная кислота должна обладать следующими физико-химическими показателями.
Для высшего сорта массовые части:
- моногидрата – 92-94 %;
- железа – до 0,005 %;
- после прокаливания остатка – 0,02 %;
- окислов азота – 0,00003 %;
- мышьяка – не более 0,00005 %;
- хлористых соединений – 0,0002 %;
- марганца – до 0,00005 %;
- всех тяжелых металлов, пересчет на Рb – 0,01 %;
- меди – 0,0005 %;
- восстановителей для KМnO – до 4,5 %.
Прозрачность раствора определяется при комнатной температуре жидкости с помощью специального теста. Согласно ГОСТ 667 73 кислота аккумуляторная должна быть определенной прозрачности, что при установке на поле с шахматными клетками и подсвечивании его электрической лампой должно давать четкие очертания ячеек. Представленные данные — это эталонные показатели, и на практике то что заливают в аккумулятор всегда ниже качеством и больше загрязнено.
Химические способы восстановления
Химический вид восстановления аккумулятора дома довольно эффективен. Профессионалы выделяют три основных метода. Варианты восстановления:
- Простой вариант оживления аккумуляторной батареи своими руками: банки необходимо почистить и залить их дистиллированной водой. Батарея заряжается слабым током в 0,01 от ёмкости. Сульфат свинца будет медленно отпадать от пластин, и образуется новый электролит. Это процесс нужно производить в течение нескольких часов, а после сделать небольшую передышку. А после снова начать зарядку. Потребуется использование нескольких циклов. В результате сульфатация резко понизится, а электролит, который снова образовался в банках, обретёт работоспособность.
- Батарею нужно зарядить на 100%, после слить раствор кислоты. После этого банки очень хорошо промываются дистиллированной водой. В них помещается раствор питьевой соды. Концентрация должна быть 25 г на 1 л. Вещество потребуется оставить в батарее примерно на 2 или 3 часа. После этого нужно заменить это вещество раствором поваренной соли. Концентрация должна быть такой же. Прибор нужно поставить на зарядку на один час. После этого процесса концентрация соли увеличивается до 4%. Батарею заряжают полностью. После этого процесса банки потребуется хорошо промыть дистиллированной водой. Батарея заполняется электролитом и заряжается.
- Батарею нужно полностью зарядить, после слить электролит и хорошо промыть банки дистиллированной водой. Внутрь заливается раствор трилона Б и аммиака. Получится хороший восстановитель. Обычно такие вещества можно достать в различных химических лабораториях. Хранится вещество только в тёмном и проветриваем помещение. Банку ни в коем случае нельзя оставлять открытой. Десульфатация будет происходить в течение одного часа, после чего шансы оживить аккумулятор резко повысятся. В процессе эксплуатации вещество начнёт выделять газ, а на поверхности можно будет заметить маленькие брызги. Когда разбрызгивание заканчивается — процесс завершён. После обработки следует промыть аккумулятор дистиллированной водой несколько раз. Заливается новый электролит и батарея полностью заряжается.
Меры предосторожности при работе с электролитом
Не стоит забывать, что аккумуляторный электролит представляет собой раствор дистиллята с серной кислотой. Перед тем как менять электролит в аккумуляторе, ознакомьтесь с несложными правилами безопасности:
- Если вам пришлось самостоятельно приготавливать раствор, лейте в дистиллят кислоту: если сделать наоборот, получатся брызги, так как у воды меньшая плотность и она не может мгновенно проникать в толщу кислой жидкости.
- Нейтрализовать электролит, попавший на кожный покров, можно водой с мылом: потом поражённый участок смажьте кремом для удаления раздражения (подойдёт хотя бы детский, в крайнем случае воспользуйтесь содовым раствором, нейтрализующим кислоту).
- При попадании раствора в органы зрения, промойте их водой, затем фурацилином, растворив таблетку в 200 г воды. Обращение к медику обязательно.
- Удалить кислоту с одежды можно стиркой с мылом: сделать это надо немедленно, иначе пятно превратится в дырку.
- Зарядку ведите в открытом помещении (лучше в гараже): выделяющийся водород взрывоопасен – не допускайте присутствие рядом огня, не пользуйтесь спичками и не курите.
- Приняв решение сдать старую батарею на вторсырье, при перевозке ставьте её пробками вверх: выливающаяся кислота может разъесть практически любую поверхность.
Зачем и когда меняется электролит?
Прежде всего стоит развеять один миф, согласно которому электролит (ЭЛ) в свинцово-кислотной обслуживаемой батарее нужно периодически менять. Это абсолютно неверно. При правильной эксплуатации аккумулятора электролит, залитый при изготовлении батареи (точнее, при её вводе в эксплуатацию), служит весь срок и утилизируется вместе с АКБ. Единственные действия, которые требуются от автолюбителя – контроль плотности и уровня рабочей жидкости в банках и при необходимости доливка дистиллированной воды.
Но это в идеале. На практике существует множество ситуаций, требующих замены ЭЛ. В такие ситуации входят:
- мутный электролит;
- при полной зарядке АКБ плотность в секциях низкая;
- большой саморазряд;
- эксплуатация с «сухими» секциями (уровень электролита ниже верхнего среза пластин);
- произошло замерзание рабочей жидкости.
Наиболее распространённым случаем является помутнение ЭЛ. Обычно помутнение указывает на то, что в устройство изначально был залит состав низкого качества, или в процессе эксплуатации доливалась плохая вода (к примеру, из-под крана или топлёный лёд из холодильника). «Порча» электролита может произойти и при неправильной или длительной эксплуатации. К примеру, при больших токах заряда/разряда с пластин может осыпаться диоксид или сульфат. То же самое происходит и со временем.
Чем грозит мутный электролит? При подобной проблеме обычно наблюдаются потеря ёмкости батареи (два раза покрутил и разрядился), плохой набор даже при зарядке внешним ЗУ, большой саморазряд. Но даже если при мутном электролите подобные неприятности не наблюдаются или проявляются слабо, раствор надо менять, пока не стало слишком поздно.
Здесь стоит отметить, что при сильном осыпании пластин может произойти замыкание электродов в секции. В этом случае замена электролита скорее всего не поможет. И ещё одно: вся нижеприведённая инструкция относится только к обслуживаемым батареям и абсолютно не касается необслуживаемых аккумуляторов, замена кислоты в которых вообще не производится.
Это интересно: Поиск запчастей на Шевроле-Круз по разборкам: советы, нюансы, каталоги
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?
Для проверки напряжения на выводах аккумулятора нужен вольтметр. Однако вместо этих специализированных приборов проще использовать универсальные измерительные устройства — мультиметры. Кроме напряжения, они измеряют ток и сопротивление. В зависимости от способа индикации эти приборы делятся на две категории — цифровые и стрелочные. Если есть выбор, лучше купить цифровой мультиметр. Он проще и удобней в обращении.
Бортовые компьютеры современных авто также оснащены вольтметрами, которые отображают напряжение на клеммах батареи. Однако они подключены не напрямую к клеммам. Поэтому, из-за сопротивления контактов и проводки, показания бортового компьютера могут отличаться от напряжения на аккумуляторное батарее. На заведенном двигателе вольтметр на приборной панели показывает завышенное напряжение. Если мотор заглушить, прибор выдаст заниженные показатели.
Показания нужно снимать при заведенном и заглушенном моторе. В первом случае получится проверить состояние АКБ и проводки, во втором — только аккумулятора.
Измерения при работающем двигателе
Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.
Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.
При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.
Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:
- Плохой контакт.
- Поломка генератора.
- Неисправность регулятора напряжения.
Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.
После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.
Диагностика аккумулятора мультиметром при заглушенном моторе
В этом состоянии нормальные показатели напряжения на АКБ составляют 12,5-13 вольт. Более низкие показания прибора говорят о разряде.
Показания вольтметра под нагрузкой | >12,7 В | 12,5 В | 12,3 В | 12,1 В | <11,9 В |
Процент заряда | 100% | 75% | 50% | 25% | 0% |
Измерения проводятся при отключенных энергопотребителях после стоянки в течение часа или более. Иначе показания могут быть завышены.
Полезно проверить и записать показатели до и после длительной стоянки. Так вы узнаете скорость саморазряда батареи.
Проверка компонента на другом компьютере
Признаки сгоревшего процессора на компьютере не всегда могут быть явными. Чтобы точно убедиться, что вышел из строя именно этот компонент, специалисты советуют одну простую и точную диагностику: проверить работоспособность устройства на другом компьютере.
Но обязательно предупредим вас: способ еще и опасный. Если процессор неисправен, то есть большой риск поломки материнской платы другого ПК. Поэтому, как только вы убедились, что процессор перегорел, сразу же выключайте компьютер! Не держите его активным долгое время.
Перед установкой процессора в другой компьютер обязательно смените слой термопасты на самом ЦП и на радиаторе на свежий. Соберите систему. Включите компьютер. Загорелся экран, системы нормально функционируют? С вашем процессором все в порядке. Корень неполадки в другом компоненте.
Смена процессора на новый
Кстати, признаки сгоревшего процессора на магнитоле немногим отличаются от тех, что наблюдаются на ПК. Устройство отказывается функционировать, а при его разборке вы видите оплавленный, почерневший сокет. Также может быть и характерный запах гари.
А мы возвращаемся к компьютеру. Вы видите все признаки сгоревшего процессора на ПК, уверены в неисправности компонента. Выход из ситуации один – приобретение нового устройства:
- Перед покупкой замены обязательно вооружитесь характеристиками сломанного устройства.
- Новый процессор обязательно должен быть совместим с вашей материнской платой. Как это узнать? Зайдите на сайт изготовителя «материнки», найдите свою модель. Как правило, производитель помещает к изделию таблицу совместимости. Исходя из этих данных, нужно выбирать новый процессор.
- Устройство приобретено. Что делать дальше? У вас два пути: доверить замену квалифицированным специалистам сервисного центра или же произвести все работы самостоятельно.
Если вы избрали второй вариант, то приглашаем следовать по инструкции дальше:
Перед началом работ обязательно выключите компьютер, отсоедините его розетки.
Откройте боковую крышку системного блока. Процессор располагается в системе под радиатором кулера.
Для замены нужно снять с устройства кулер. Обычно его защелки легко снимаются
Лишь для некоторых моделей требуется предварительно вытащить из корпуса материнскую плату.
После того как вы застегнули защелки-фиксаторы, осторожно отсоедините процессор от кулера. В некоторых случаях компоненты могут прилипнуть друг другу
Тогда вам будет нужно легонько повернуть кулер вокруг оси, чтобы сдвинуть его с места.
Далее открываем фиксирующую защелку сокета, чтобы достать старый испорченный процессор.
Замену произвести просто: на место неисправного установите новый
Затем не забудьте защелкнуть скобу-фиксатор.
При проведении замены важно соблюдать осторожность во всех действиях. По окончании процедуры убедитесь, что процессор находится в сокете в правильном положении, в соответствии с имеющимися выступами-ключами.
На верхнюю крышку процессора обязательно нанесите тонким слоем термопасту
Аккуратно распределите вещество по поверхности.
С нижней поверхности кулера обязательно удалите слой старой термопасты. Для очистки лучше всего использовать ветошь либо мягкую бумагу.
Установите кулер в системном блоке. Проследите, чтобы все его фиксаторы были защелкнуты до конца, а устройство плотно и надежно закреплено. Сам кулер должен плотно прилегать к процессору.
Заключительный шаг: закройте корпус системного блока, включите устройство, чтобы проверить работоспособность вновь установленного процессора.
Что делать если уровень низкий
Если уровень оказался незначительно ниже, можно просто долить дистилированной воды до уровня и поставить батарею на дозарядку. Не стоит доливать питьевую или минеральную воду — это значительно снизит долговечность аккумулятора.
Но при сильном падении уровня обязательно измерьте плотность электролита. Делается это специальным прибором — ареометром, и о том как определить уровень плотности, отдельная статья.
В зависимости от показаний ареометра, нужно добавить дистиллированную воду, обычный аккумуляторный электролит или концентрированный электролит, доводя плотность до 1.27 мг/см3.
Плотность и уровень во всех банках должна быть одинаковая, этот показатель крайне важен для работы АКБ.
Как избежать проблемы?
Как проверить признаки сгоревшего процессора, мы разобрали. А чтобы не столкнуться с этим, рекомендуем вам установить на свой ПК специальную программу, способную контролировать температуру компонентов системы. В сети вы найдете большой выбор подобных приложений – платных и бесплатных, простых и продвинутых.
Еще специалисты советуют не использовать игры, приложения, для запуска которых требуется более мощная система, чем ваш ПК. Такие программы также могут вызывать повышение температуры процессора до критической.
Теперь вы знаете, как определить сгоревший процессор и сменить его на новый. Но проще подобную проблему не допустить.
Ремонт ноутбуков сопряжён со своими трудностями и имеет целый ряд своих особенностей.
Составные элементы персональных компьютеров легко доступны, и не составляет никакого труда произвести диагностику и замену неисправной детали. Для правильной и безопасной разборки ноутбуков и планшетов требуется достаточная профессиональная квалификация.
Современное специальное диагностическое ПО позволяет достаточно точно определить причину поломки, будь то неисправная видеокарта, микрочип или поломка процессора.
Неисправность процессора компьютера – тема, заслуживающая отдельной статьи или даже целого научного труда. Поскольку это сердце компьютера является настолько сложным устройством, что не возможно однозначно выделить чёткие симптомы проблем с процессором.
Определение уровня заряда аккумулятора
Определить уровень заряженности батареи можно несколькими способами. В зависимости от используемого оборудования выделяют следующие проверки:
- с помощью мультиметра;
- посредством нагрузочной вилки;
- с помощью специального оборудования.
Самый простой и доступный из них — использование мультиметра или вольтметра. Замеры необходимо производить на отключённом от автомобиля АКБ и как минимум через час после того, как авто было заглушено
Это важно — для большей точности. Номинальный показатель напряжения на исправном аккумуляторе 12,5-13 вольт
При этом верхнее значение соответствует полностью заряженному, а нижнее — наполовину разряженному.
Для определения напряжения при нагрузке АКБ опять подключается к автомобилю и проверяется на запущенном авто. При этом показатель напряжения не должен быть ниже 13,5 вольт. Разброс измерений должен лежать в пределах 13,5-14 вольта. Если же напряжение на вольтметре меньше 13,5, то стоит задуматься о работоспособности генератора автомобиля.
Замкнуло банку – чем это страшно?
Как вы понимаете батарею нужно правильно использовать, заряжать, обслуживать и т.д. Например — если присутствует перезаряд, то свинцовые пластины в строении могут просто осыпаться, в прямом смысле этого слова, на дно банки, что уменьшит накопление энергии аккумулятора, до критически минимального уровня.
Но бывает, что в пластине выпадает кусок свинца, который, перемыкает плюсовую и минусовую пластины. Из-за чего получается как бы короткое замыкание.
Читать также: Перевод прочности в твердость
Также может быть из-за осыпавшегося свинцового осадка на дно, все дело в том, что пластины доходят до дна, и если осадок заполняет нижнюю часть, то он и является причиной замыкания.
Аккумулятор не может зарядиться до положенных 12 – 13 Вольт, а напряжение бултыхается примерно в районе 10 – 11В. То есть замкнутая банка не работает! Такой аккумулятор не может провернуть стартер двигателя, а поэтому практически бесполезен в машине, требуется замена.
Десульфатация методом заряда-разряда
Для этой цели пригодится встречающееся в продаже автоматическое зарядное устройство «Кедр» или подобное. Такие гаджеты самостоятельно запускают и прекращают зарядку в зависимости от настроек.
Восстанавливаемый аккумулятор предварительно наполняется электроэнергией на всю доступную ёмкость. После чего зарядное устройство с подключённой параллельно лампочкой от поворотного фонаря запускается на 3–5 дней в режиме тренировки, заключающемся в минутной зарядке и десятисекундной разрядке. После такой «раскачки» батарею следует зарядить окончательно.
Наряду с промышленными, автолюбители для данного метода используют и самодельные агрегаты, чередующие короткий импульсный ток заряда с небольшими разрядами. Если же ни серийного, ни самодельного специализированного зарядного устройства в арсенале не имеется, можно попробовать десульфатировать АКБ вручную.
В этом случае обычное зарядное устройство с фиксированными настройками, выставленными на 14 В и 0,8 А, подключается к аккумулятору на 8–10 часов. По прошествии этого времени вольтметр должен показать результат наполнения АКБ энергией. Сутки даются батарее на отдых, и снова зарядка, но уже с током силой в 2 А, после чего вольтаж с плотностью должны немного увеличиться.
Затем к аккумулятору подключается лампа дальнего света, и в течение 6–8 часов посредством вольтметра контролируется снижение напряжения до 9 В – меньше желательно не допускать. И далее – повтор циклов до получения от АКБ напряжения в 12 В и нормальной плотности электролита:
- зарядка током силой в 0,8 А;
- сутки – на отдых;
- снова зарядка током в 2 А;
- разрядка лампочкой.
В зависимости от состояния аккумулятора, его приведение в чувство таким способом занимает до двух недель.
В АКБ низкий уровень электролита – что делать автовладельцу?
Итак, высота жидкости в трубке должна быть в пределах 10–15 миллиметров. Если ее больше нормы, тогда следует убрать лишнюю. Сделать это довольно просто, нужна всего лишь резиновая груша или шприц, которыми за считаные секунды можно выкачать излишки. Естественно, после этой операции еще раз осуществляем проверку. А вот если анализ показал низкий уровень электролита, что делать тогда?
В таком случае заливать новый раствор не рекомендуется, так как это повлияет на плотность и также негативно отразится на состоянии батареи. Ведь испаряется только вода, а концентрация серной кислоты остается прежней. Поэтому следует добавлять дистиллированную воду комнатной температуры. Причем использование простой жидкости из крана категорически запрещено, так как батарея может разрядиться. Заливать сам электролит можно только в одном случае: если его уровень снизился из-за разбрызгивания либо вытекания.
Главная →
Устройство → Электрическая система → Аккумулятор →
Мультиметр в помощь
Теперь к вопросу о том, как проверять аккумулятор автомобиль на предмет работоспособности. Здесь на помощь приходит универсальный прибор. Это мультиметр.
С помощью простейших моделей можно проверить:
- показатели напряжения;
- ёмкость;
- заряд;
- возможные утечки тока.
Он даст возможность понять, рабочий этот аккумулятор или нет. Причём проверить это довольно легко.
Проблема в том, что не всегда проверка работоспособности эксплуатируемого аккумулятора под капотом автомобиля проводится вовремя. Водители не реагируют до тех пор, пока не проявляются действительно серьёзные признаки. Визуально неисправность может никак не проявляться. Хотя реальный ресурс уже почти на нуле.
Самое правильное решение — это включение аккумуляторной батареи в список стандартно проверяемых параметров. Это уровень масла, количество омывающей и охлаждающей жидкости, а также давление в шинах, на которых ездит машина.
Нужно понять, как мультиметр помогает в проверке работоспособности.
Замеры напряжения
Проверка напряжения с использованием мультиметра даёт наглядное представление о текущем состоянии батареи. Поэтому провести такой тест будет полезно. Плюс он простой в реализации.
Неудивительно, ведь напряжение — ключевая характеристика для любой аккумуляторной автомобильной батареи.
Провести диагностику можно по такому алгоритму действий:
Сначала делаются замеры без воздействия нагрузки. Для этого лучше снять с АКБ клеммы и извлечь устройство из подкапотного пространства. При этом убедитесь, что аккумулятор заряжен, корпус чистый. Если вы заряжали батарею, то после завершения процедуры нужно подождать 3 часа.
Вооружитесь мультиметром. Переведите его в режим проверки напряжения. Порог измерения должен быть 20 В. Теперь щупы измерительного прибора подключите к клеммам аккумулятора. Сначала подключается минус, а затем идёт соединение с плюсом
Важно не перепутать полярность.
При исправном состоянии аккумулятора на дисплее прибора должны отображаться цифры в диапазоне от 12,4 до 12,9 В.
Теперь проведите такую же диагностику, но уже с нагрузкой. Для этого запускается двигатель
АКБ остаётся на своём месте. К подключенной батареи подводятся щупы мультиметра. Нормой считаются показатели от 13,4 до 14 В.
Если прибор показывает больше или меньше стандартных напряжений под нагрузкой и без, тогда имеются проблемы. Причём при высоких параметрах искать их нужно со стороны регулятора напряжения, либо генератора.
Заниженные характеристики требуют разбираться с самим аккумулятором. Проблема в нём.
Параметры заряда и ёмкости
Мультиметр также помогает проверять заряд и ёмкость аккумуляторных батарей.
Чтобы получить максимально точные сведения, после снятия АКБ с машины или отключения от зарядного устройства нужно выждать 5-6 часов.
Параметры заряда отражают текущие характеристики ёмкости аккумуляторной батареи:
- если на дисплее мультиметра показано, что батарея заряжена до 12,7-12,8 В, то это 100% заряда, а также полная ёмкость;
- при 12,4-12,6 В ёмкость снизилась до 75% от номинальной;
- заряд в 12,2 В говорит, что от ёмкости осталось всего 50%;
- если это 12 В и меньше, тогда параметры ёмкости составляют не более 25%.
Когда заряд падает ниже отметки 12В, это указывает на сильный разряд. Уже при 10,5 В батарея считается глубоко разряженной. Ошибочно считать, что глубокий разряд — это приближающиеся к 0 В значения.
Практика показывает, что при падении заряда меньше 10,5 В, восстановить АКБ бывает сложно. Не всегда это получается.
Проверка утечки тока
Ещё с помощью мультиметра проверяют ток утечки. В этом случае нужно переключить прибор в режим измерения силы тока, то есть сделать из него амперметр.
Только помните, что небольшая утечка является нормой для любого современного автомобильного аккумулятора. При этом значения не должны превышать 10-80 мА.
Чтобы выполнить проверку, необходимо:
- отключить зажигание, извлечь ключ из замка, закрыть двери, но оставить открытым окно;
- выключить всех потребителей;
- переключить прибор в режим амперметра;
- снять минусовую клемму;
- плюсовой щуп подключить к АКБ, а минусовой к снятому проводу.
Теперь смотрите на дисплей измерительного прибора. Если цифры превышают допустимые значения, тогда есть избыточная утечка.
Определить источник проблем довольно легко. Можно просто поочерёдно извлекать предохранители и клеммы и следить, как меняются значения на табло. Если в какой-то момент цифры вернулись в норму, то причина в системе или устройстве, которые сидят на снятом предохранителе.
Определение плотности
Если с определением уровня жидкости не возникает проблем, то вот с плотностью все намного сложнее. Это связано с тем, что она может быть неоднородной и меняться в зависимости от степени износа АКБ. Плотность проводится следующим образом:
- Для начала восстанавливается рекомендуемое количество жидкости.
- После этого проводится полная зарядка. Для этого применяется специальное устройство, которое рекомендуется производителем батареи. При первой зарядке нужно периодически проверять аккумулятор, так как при кипении уровень раствора может резко подниматься.
- Измерение плотности проводится при применении ареометра. Этот прибор специально придумали для определения рассматриваемого показателя.
- После завершения зарядки АКБ ставится на ровную поверхность и все пробки откручиваются.
- Применяемый измерительный прибор имеет резиновую грушу, с которой нужно удалить воздух перед применением. Она помещается в первую банку и нужно подождать, пока она полностью заполнится жидкостью.
- Внутри прибора есть небольшой поплавок, а на поверхности колбы изображается цветная шкала. Если поплавок останавливается в зеленой зоне, то плотность концентрата находится на требуемом уровне.
- При слишком низкой плотности проводится добавление концентрированного раствора. Его можно приобрести или изготовить самостоятельно. Если плотность высокая, то добавляется дистиллированная вода.
Рекомендуем: Зарядка автомобильного аккумулятора Bosch s4 silver
Рекомендуется проводить повторные замеры через 3−4 часа, когда плотность жидкости становится равномерной. Нельзя трясти аккумулятор для того, чтобы ускорить процесс. При достижении требуемой плотности проверяется уровень раствора, после чего он регулируется и ареометр проверяется повторно.