Выбор и замена тормозной жидкости

4 Mobil Brake Fluid universal DOT 4

Универсальная тормозная жидкость Mobil Brake Fluid universal DOT 4 создана на гликолевой основе. При этом продукт отличается доступной ценой, что становится отличным сочетанием для большинства легковых авто. Жидкость сохраняет свои качества даже при условиях высокой влажности. Поэтому заливать ее в тормозную систему придется реже, чем более дорогостоящие аналоги. Кроме того, в состав введен пакет добавок, который обеспечивает хорошие смазывающие, противоизносные и антикоррозионные свойства. При низкой температуре продукт имеет хорошую текучесть, а также демонстрирует стабильную температуру кипения.

Судя по отзывам, автомобилистов устраивают такие качества Mobil Brake Fluid universal DOT 4, как доступность, отличная работа гидравлических приводов. Отдельные автолюбители отмечают появление течей рабочих тормозных цилиндров при длительном использовании.

Схема ТС ↑

Опять-таки в легковом типе строение одно, в грузовом — иное, в карьерной технике – третье.

  1. педаль тормоза;
  2. гидравлический механизм;
  3. трубопровода с жидкостью внутри;
  4. электрическая составляющая;
  5. колодки, суппорты;
  6. ручник, троса;
  7. резиновые пыльники.

Педаль передаёт механическое давление на гидроцилиндр. Последний формирует давление, подаёт жидкость по каналам к тормозному цилиндру по контуру. Рабочие цилиндры приводятся в движение, выталкивая колодки. Зажимается диск, авто останавливается. Давление распределяется по диагонали всегда. Схема: левое переднее – заднее правое, правое переднее – заднее левое. Так и только так. Это делается для исключения вероятности заноса автомобиля во время нажатия на педаль.

Объемы тормозной жидкости для полной замены на различных автомобилях

Обычная норма объема тормозной системы от 0,5 до 1 литра. Объем зависит, тормоза с системой АБС или нет, и от класса автомобиля. При замене ТЖ, можно ориентироваться или на срок службы или на прохождение пробега. Некоторые меняют по пробегу до 60 тыс. км. Для высокоскоростных авто — пробег для замены жидкости системы тормозов — до 10 тыс. км.

Марка автомобиля Класс DOT Требуемое количество ТЖ, л
Форд Фокус 2 DOT4 1
Форд фокус 3 DOT4 1
Форд Куга DOT4 1
Шевроле Нива DOT4 1
Шевроле Круз DOT4 1
Шевроле Лачетти DOT 4 0,5 а с ABS и ESP 1,0
KIA CEED DOT4 1
KIA RIO 3 DOT4 1
KIA RIO 2 DOT 4 с ABS — 1-1,5 л без – 1 л
KIA SORENTO DOT 5.1 1
KIA SPECTRA DOT3, DOT4 1
RENO LOGAN DOT 4 с ABS – 1-1,5 л без – 0,7 л
RENAULT DUSTER DOT4 1
RENAULT FLUENCE DOT4 0,5-1
Рено Сандеро DOT4 1
Рено Меган 2 DOT4 1
ВАЗ 2107, 2109 DOT 3 0,55
ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 DOT 4 1
ВАЗ 2108, 2110, 2112 DOT 4 1
Лада Калина DOT 4 1
Лада Приора (ВАЗ 2170) DOT 4 1
Лада Гранта DOT 4 1
Лада Ларгус DOT 4+ 1
ДЭУ МАТИЗ DOT 4 1
Митсубиси Паджеро 4 DOT 4 1
Mitsubishi Lancer IX DOT 3, DOT 4 1
Митсубиси Лансер 10 DOT 4 1
Mazda Demio DOT 3, DOT 4 1
Мазда 3 DOT 5.1 1
Мазда сх 5 DOT 4 1
Skoda Superb II с ABS DOT 4 1
SKODA Octavia А5 DOT 4 1
Тойота RAV4 DOT 3, DOT 4 0,5
Тойота Королла DOT 4 1
Тойота Прадо 150 DOT 4, DOT 5.1 1,5-1,6
Фольксваген Поло седан DOT 4 1
Дэу Нексия DOT 4, DOT 5.1 1
Хендай Солярис DOT 4 1
Хендай Акцент DOT 5.1 1-1,5
Volvo XC70 DOT 4+ 1
Ниссан Тиида DOT 4 1
Ниссан Кашкай DOT 4 1
Ниссан Х Трейл DOT 3, DOT 4 1

Рекомендуем: 10 способов крепления телефона в автомобиле

Сколько ТЖ нужно для полной замены в автомобилях ВАЗ

Для переднеприводных ВАЗ применяют ТЖ ДОТ4, для заднеприводных классических ВАЗ 2101-2107 применяют тормозуху класса DOT 3. Для «классики» нужно чуть больше пол литра ТЖ, а для переднеприводных — около 1 литра.

Сравнительная таблица характеристик

Для того чтобы легко определиться с выбором, рекомендуем взглянуть на сравнительную таблицу представленных моделей. В таблице зафиксированы важные параметры, которые могут повлиять на решение при покупке товара.

Модель Производитель Объем, мл Температура кипения сухой жидкости, °C Стоимость, руб
Sintec Super DOT-4 Россия 455, 1000 240 от 220 до 1520
Castrol React DOT-4 Low Temp Великобритания 500 272 от 490 до 590
Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT-4 Германия 250, 500, 1000 230 от 190 до 699
Motul DOT 5.1 Brake Fluid Великобритания 500, 1000 272 от 690 до 1280
RosDOT-4 Россия 455, 910 260 от 90 до 590
LADA SUPER DOT-4 Россия 500, 910 240 от 250 до 790
FORD SUPER DOT-4 США, ЕС 250, 500,1000 260 от 390 до 1110

Bosch DOT-4: как отличить подделку

Наличие суррогата на рынке, является проблемой автолюбителей. Купить изделие и не ошибиться поможет знание нескольких моментов:

  • Качество упаковки. Производитель уделяет массу сил и времени для создания тары. Наличие неровностей, следов спайки пластика, изменение оттенков недопустимо.
  • Этикетка. Оригинальная этикетка плотно наклеивается, не имеет грамматических ошибок, помарок, опечаток. Также не допускается появление размытости текста.
  • Продавец. Покупка жидкости рекомендуется только у официального дилера. Адреса, контактные данные, можно уточнить на сайте производителя.
  • Цена. Продукт подлинного типа не может стоить значительно дешевле среднерыночной цены.

Как проверять

Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о превышении допустимой нормы.

Правда объективность такой проверки условна. Поскольку тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем уровнях может отличаться.

В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще, нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев жидкости и изменение ее физических характеристик.

Классификация тормозных жидкостей

Тормозные жидкости подразделяются на несколько типов. В основе классификации лежит температура кипения жидкости и ее кинематическая вязкость по нормам DOT (Department of Transportation). Эти нормы приняты министерством транспорта США.

Кинематическая вязкость отвечает за способность жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы при крайних рабочих температурах (от -40 до +100 градусов Цельсия).

Температура кипения отвечает за предупреждение образования паровой «пробки», образующейся при высоких температурах. Последняя может привести к тому, что педаль тормоза не сработает в нужный момент. По показателю температуры обычно учитывается температура кипения «сухой» (без примесей воды) и «увлажненной» жидкости. Доля воды в «увлажненной» жидкости составляет до 4%.


Классификация тормозных жидкостей

Существует четыре класса тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1.

  1. DOT 3 выдерживает температуру: 205 градусов – для «сухой» жидкости и 140 градусов – для «увлажненной». Эти жидкости применяются при обычных условиях эксплуатации в автомобилях с тормозами барабанного или дискового типа.
  2. DOT 4 применяется на автотранспорте с в условиях городского движения (режим «разгон-торможение»). Температура кипения здесь будет составлять 230 градусов – для «сухой» жидкости и 155 градусов – для «увлажненной». Данная жидкость наиболее распространена на современных автомобилях.
  3. DOT 5 производится на основе силикона и она несовместима с остальными видами жидкостей. Температура кипения для такой жидкости будет 260 и 180 градусов соответственно. Эта жидкость не разъедает краску и не поглощает воду. На серийных автомобилях, как правило, она не применяется. Ее обычно применяют на спецтранспорте, работающем в условиях экстремальных для тормозной системы температур.
  4. DOT 5.1 применяется на спортивных автомобилях и обладает той же температурой кипения, что и DOT 5.

Кинематическая вязкость всех типов жидкостей при температуре +100 градусов составляет не более 1,5 кв. мм/с., а при -40 – она разнится. Для первого типа это значение составит 1500 мм^2/с, для второго – 1800 мм^2/с, для последних – 900 мм^2/с.

Что касается преимуществ и недостатков каждого из типов жидкости, то можно выделить следующие:

  • чем ниже класс, тем ниже стоимость;
  • чем ниже класс, тем выше гигроскопичность;
  • воздействие на резиновые детали: DOT 3 разъедает резиновые элементы, а жидкости DOT 1 уже полностью совместимы с ними.

При выборе тормозной жидкости автовладельцу необходимо следовать инструкциям производителя.

Производители

Качество тормозной жидкости гарантируют заслуженные производители, такие как Castrol, Mobil, Liqui Moly, Total.

Стоимость именитых марок, конечно, выше, однако экономить на безопасности точно не стоит. Из российских марок, по результатам многих тестов, рекомендуют продукцию Обнинского завода, а также компании Тосол-Синтез-Инвест с их брендом РосДОТ.

Подобрать тормозную жидкость для замены всегда помогут в сервисе, однако и в мануале марка жидкости всегда указана. Если следовать инструкциям производителя автомобиля и своевременно менять жидкость, то тормоза будут выполнять свою работу предсказуемо и качественно.


Оригинальные немецкие автобаферы Power Guard


Средство для восстановления бурной потенции


Признайся в любви любимой девушке! Подари оригинальный кулон «Я люблю тебя» на 100 языках мира

Предыдущая

Тормозная жидкость ATE — произведено в Германии

Отличие DOT 4 от DOT 3, 5 и 5.1

Основа тормозных жидкостей dot 3, dot 4 и dot 5.1 – полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты.

Исключением является dot 5, в которой используется силикон. Остальные жидкости различаются лишь комплектом присадок и их концентрацией.

На территории России в продаже могут встретиться тормозные жидкости с индексом 4+, или 4.5, от их покупки лучше воздержаться, поскольку в классификации DOT таких жидкостей попросту не существует.

DOT 3 применяется для устаревших автомобилей с полным комплектом барабанных тормозов, либо с задними барабанными тормозами. Она быстрее поглощает влагу, следовательно, быстрее снижается температура кипения. Еще один минус – агрессивное воздействие на резиновые, или окрашенные детали. Из очевидных плюсов – только низкая цена. Срок годности ДОТ 3 — 1,5 года.

DOT 5 имеет в своем составе силикон, что наделяет ее массой плюсов – низкая вязкость, высокая температура кипения, пониженная гигроскопичность (накапливание влаги) и щадящее отношение к неметаллическим частям тормозной системы.

Характеристики практически идеальные, но есть и минусы. Силикон не дает жидкости смешиваться с влагой, которая накапливается в цилиндрах, что может вызвать серьезные последствия при минусовых температурах. Помимо этого, ДОТ 5 легко насыщается воздухом, а это отражается на работе АБС. Поэтому тормозную жидкость ДОТ 5 запрещено применять в автомобилях с антиблокировочной системой. Минимальный срок службы ДОТ 5 – 4-5 лет.

DOT 5.1 – самая современная из тормозных жидкостей, идеальная почти по всем показателям, кроме одного: влагой она насыщается даже быстрее, чем ДОТ 3. Температура закипания снижается максимально быстро, меняются и другие параметры. Зато эта жидкость успешно применяется в тормозных системах болидов Формулы-1, где ее могут заменять после каждых соревнований. Срок службы DOT 5.1 – всего один год.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что DOT 4, хотя и уступает по некоторым параметрам другим жидкостям, однако в целом, имеет оптимальные характеристики для подавляющего большинства современных автомобилей, благодаря своей универсальности.

Цвет у большинства ТЖ желтый, незначительно различающийся оттенками, в зависимости от производителя. Отличается лишь DOT 5, имеющая в своем составе силикон – ее окрашивают в розовый цвет. Делается это во избежание смешивания ее с жидкостями, основу которых составляет гликоль.

Списки лучших

Давайте узнаем ещё о нескольких моделях тормозных смесях. Выделим лучшие растворы в трех категориях:

  • DOT 4.
  • DOT 5.1.
  • DOT 6.

Перейдем к подробной характеристике каждой категории.

DOT 4

Тормозной раствор TOYOTA DOT-4 BRAKE FLUID имеет высокую температуру закипания. Раствор обладает качественными антикоррозионными свойствами, а также легко совместим с уплотняющими материалами.

Производитель Япония
Внешний вид прозрачное
t застывания, °C -41
t кипения сухой жидкости, °C 252

Стоимость: от 440 до 1990 руб.

тормозная жидкость DOT 4

DOT 5.1

Эту смесь MOBIL Brake Fluid DOT5.1 можно смешивать с DOT-3 и DOT-4. Она создана для современных автомобилей с повышенными эксплуатационными характеристиками. Выпускается объемом 0,5 литра.

Страна производства Франция
Вязкость кинематическая при 100°С 1,5
Плотность при +15 цельсия 0,875
Температура застывания, °C -50
t кипения сухой жидкости, °C 263

Цена: от 280 до 590 руб.

тормозная жидкость DOT 5.1

DOT 6

ROSDOT 6 ADVANCED ABS FORMULA – это тормозная жидкость, предназначенная для современных электронных тормозных систем. Состав
превосходно подходит для применения в современных электронных тормозных системах транспортных средств, оборудованных ABS и ESP.

t кипения «сухой» раствора, °С 275
t кипения «увлажненной» жидкости, °С 180
Объем, мл 450, 910
Вязкость при – 40°С, мм²/с 700

Цена: от 119 до 1290 руб.

тормозная жидкость DOT 6

На что обратить внимание при выборе тормозной жидкости?

Какая тормозная жидкость лучше? Перейдем к ответу на этот вопрос. Имеет значение не только тип тормозной жидкости, но и ее физические параметры, которые определяют ее качество и правильное воздействие на тормозную систему.

При выборе подходящей жидкости учитывайте следующее:

  • Концентрация растворителя — жидкость хорошего качества будет иметь в своем составе 70-80% растворителя. Его роль играют алкиловые эфиры алкилгликолей, которые обладают высокой гигроскопичностью, то есть водопоглощающими свойствами. Следует иметь в виду, что вода является веществом, оказывающим негативное влияние на тормозную систему.
  • Концентрация смазки — в жидкости хорошего качества мы найдем около 20-25% смазки. Обычно это полиэтиленовые, пропиленгликоли или боратные эфиры алкиленгликолевых алкиловых эфиров.
  • Концентрация ингибиторов — обычно это несколько процентов. Ингибиторы представляют собой группу добавок, которые предназначены для улучшения свойств жидкости. Они обеспечивают защиту от коррозии и окисления жидкости.
  • Оптимальная кинетическая вязкость — влияет на то, насколько высоким будет сопротивление потока тормозной жидкости в гидравлической системе автомобиля. Как слишком высокая, так и слишком низкая кинетическая вязкость жидкости не благоприятны. Первое чрезмерно увеличивает сопротивление потоку, а второе чрезмерно уменьшает его, что может привести к утечкам.
  • Термостойкость — в этом случае применяется одно правило: чем выше температура кипения жидкости, тем лучше. Таким образом, даже повышенная рабочая температура автомобиля и тормозной системы, которая возникает, когда мы часто и сильно тормозим, спускаемся по склонам, движемся по извилистой дороге или едем с тяжелым грузом, не оказывает негативного влияния на безопасность вождения и тормозной путь. Низкое качество тормозной жидкости может привести к неправильному поведению автомобиля на дороге.

Следствием покупки низкокипящей тормозной жидкости является то, что вы не оказываете сопротивление педали тормоза при ее нажатии или, что педаль реагирует с задержкой.

Еще более опасная ситуация — полное отсутствие реакции педали на нажатие. Когда тормозная система работает при температуре 150-300 ° С, а температура кипения тормозной жидкости ниже этих значений, вся система может стать «воздушной». Последствия этого явления могут быть очень опасными, поскольку они приводят к полной потере тормозной способности. Поэтому стоит выбирать тормозные жидкости, которые имеют высокую температуру кипения. Как правило, предполагается, что минимальная температура кипения тормозной жидкости не должна быть ниже 180 ° C.

Гигроскопичность — как уже упоминалось, вода — это вещество, которое может нанести большой ущерб тормозной системе, поскольку отрицательно влияет на температуру кипения, понижая ее. В результате может образоваться паровая пробка. По этим причинам важным параметром тормозной жидкости является ее способность растворять молекулы воды, находящиеся в тормозной системе. Этот вопрос особенно важен зимой. В течение этого времени отрицательная температура окружающей среды может привести к превращению воды в лед. Следствием этого может быть полная потеря тормозной способности. Поэтому не стоит выбирать жидкости с высоким содержанием воды.

Что заливать

Сегодня на рынке огромное количество тормозной жидкости всех классов, импортного и отечественного производства.

Главное правило, которым следует руководствоваться при выборе: используйте только тот класс, который указан производителем автомобиля. В руководстве по эксплуатации должна содержаться подобная информация.

Чем чреват неправильный выбор? Заливая гликолевую жидкость в систему рассчитанную на силикон, вы рискуете (спустя время) получить серьезные утечки. Резиновые уплотнители не рассчитаны на более агрессивный гликолевый состав.

Такие же проблемы можно получить, заливая вместо рекомендованного DOT-4, более текучий DOT-4 class 6.

Класс и требуемый объем для замены

Информация по всем автомобилям в таблице получена из руководств по эксплуатации, находящихся в свободном доступе.

Автомобиль Жидкость Объем (л)
ВАЗ 2107 DOT 3, 4 0,38
ВАЗ 2109 | 21099 DOT 4 0,55
ВАЗ 2110 | 2111 | 2112 DOT 4 0,55
ВАЗ 2114 | 2115 DOT 4 0,55
Lada Granta DOT 4 0,45
Lada Kalina DOT 4 0,45
Lada Largus Shell BF40+(DOT4+) 1
Lada Niva DOT 4 0,55
Lada Priora РОСДОТ 4 0,45
ГАЗель Бизнес DOT 3 0,725
КАМАЗ ГТЖ-22М, Pentosin Super Fluid J 1703-R
Chevrolet Cruze GM 93160364, DOT 4 0,8
Chevrolet Lacetti GM 1942422, DOT 4+ 0,5
Chevrolet Lanos DOT 3, 4 0,5
Chevrolet Niva DOT 4 0,5
Daewoo Matiz DOT 4 0,45
Daewoo Nexia DOT 3 0,5
Ford Focus 2 Ford ESD-M6C57-A, Motorcraft Super DOT 4 1,25
Ford Focus 3 Ford WSS-M6C57-A2, Motorcraft Super DOT 4 1,25
Ford Fusion Motorcraft Super DOT 4
Ford Mondeo 4 ESD-M6C57-A
Hyundai Porter DOT 4 0,7
Hyundai Solaris DOT 4 0,8
Kia Rio DOT 3, 4 0,8
Kia Spectra DOT 3, 4 0,7
Mercedes-Benz w124 DOT 3, 4 0,5
Mitcubishi Lancer 9 DOT 3, 4
Mitsubishi Pajero 4 DOT 3, 4
Nissan Note Nissan KE903-99932 DOT 4 1
Peugeot 307 DOT 4 0,5
Peugeot 405 DOt 4 0,5
Renault Duster DOT 4 0,7
Renault Logan ELF 650 DOT 4 1
Renault Megan 2 DOT 4 1
Skoda Rapid DOT 4 0,9
Toyota Camry 08823-80004, DOT 5.1
VW Polo Sedan VW 501 14, DOT 4 1

Лучшие тормозные жидкости отечественного производства

RosDOT-4

180

По характеристикам продукт Дзержинского завода не так плох на фоне одноклассников – в требования DOT4 жидкость укладывается с запасом, закипая при 255˚ С в свежераспакованном виде (к удивлению, здесь россиянам удалось превзойти попавшую в рейтинг лучших тормозную жидкость Liqui Moly) и при 160˚ С после года среднестатистической эксплуатации. Вязкость зимой, хотя и не будет наиболее оптимальной для гидроагрегатов АБС, тоже перекрыла требования стандарта (1600 мм2/с).

Недорогая жидкость РосДОТ широко распространена в торговой сети, и найти ее, наверно, можно в любом уголке России. Она же заливается на отечественных автопроизводствах. При условии своевременной замены владелец автомобиля будет надежно застрахован от чрезмерной коррозии тормозной системы и износа манжет главного и рабочих цилиндров.

Основные плюсы:

  • Низкая цена.
  • Неплохие вязкостные характеристики.
  • Перекрывающие требования стандарта температуры закипания в чистом и увлажненном виде.

Минусы:

Не лучший выбор для современных систем АБС.

9.4
/ 10

Рейтинг

Отзывы

Для отечественного продукта – хорошая тормозная жидкость. Уверенно выдерживает частые резкие торможения, когда тормоза ощутимо перегреваются.

Описание продукта

Немецкая компания Бош является производителем различных продуктов высочайшего качества. Всемирно известное имя корпорации давно ассоциируется у пользователей с надежностью и качеством. Но, многие потребители даже не представляют, что организация занимается не только производством бытовой техники. В ассортименте производителя находятся автомобильные жидкости высочайшей пробы, которые показывают высокий уровень, не уступают другим брендам.

Тормозная жидкость Бош DOT-4 является высококачественным синтетическим продуктом, которая предназначена для современных, мощных автомобилей. Уникальные разработки, дополненные педантичным подходом, контролем качества на всех этапах производства. Позволили создать действительно высококлассный продукт, который отвечает всем мировым требованиям, стандартам, применимым к тормозным жидкостям.

Требования к гидравлическим жидкостям

При торможении в системе тормозов за короткий промежуток времени имеющаяся энергия движения должна быть погашена. Поэтому происходит нагрев колодок. Теплота от тормозного механизма передается на поршень рабочего гидроцилиндра. В дальнейшем происходит нагрев самой рабочей жидкости.

  1. Чтобы работать в режиме постоянного нагревания, рабочее тело обязано выдерживать длительный перегрев. Ее температура кипения должна быть максимально высокой. Если в ней не будут образовываться пузырьки газа, то работа по передаче энергии от главного цилиндра к исполнительным механизмам будет происходить без «провалов».
  2. Одной из главных причин выхода из строя гидравлики является образование газа в системе. В результате эффективность работы гидропривода снижается до нуля. В 1982 г. был предложен стандарт DOT 4. В качестве несущей основы используется пропиленгликоль. Дополнительно в составе присутствует этилкарбитол (около 3…5 %). Ранее использовалась смесь этилового спирта и касторового масла (DOT 3).
  3. Вторым важным требованием является минимум окислительной активности по отношению к металлам и пластикам. В современных составах антикоррозионные свойства придаются добавкой ионола (полимерного спирта). Его концентрация составляет до 0,5…0,9 %. Дополнительные ингибиторы коррозии предотвращают разрушение при высоких значениях температуры металла и резины.
  4. Доводить вязкость жидкости до минимума нельзя. Помимо передачи давления рабочее тело обеспечивает смазку. Современные жидкости (новый стандарт разработан в 1998 г., DOT 5.1) в составе имеют силикон (до 2…4 %). Он снижает сопротивление трения при механическом контакте металлических и пластиковых деталей. Поэтому данный тип может использоваться там, где до этого применялась жидкость с показателями DOT 4.
  5. Критические условия возникают при отрицательных значениях температуры. Возможное значение для многих регионов составляет – 38…-42 ⁰С. Поэтому в стандарте предусмотрено поддержание вязкости на постоянном уровне в широком диапазоне температур. Особенно актуально подобное требование для автомобилей, снабженных системой АБС.

Следует помнить, что основная жидкость пропиленгликоль весьма гигроскопичен (поглощает влагу из воздуха). При насыщении парами воды свойства рабочего тела ухудшаются, поэтому хранение должно производиться в герметичной таре.

Влага, присутствующая в рабочем теле:

  • снижает температуру кипения тормозной жидкости, что может привести не только к снижению эффективности торможения. Иногда наблюдается и обратное действие, колесо заклинивает. Возникает подтормаживание;
  • присутствующая вода при высокой температуре начинает активно окислять металл и резину. При постоянном движении в пробках выход из строя тормозной системы довольно частое явление.

Российский стандарт на гидравлические жидкости для автомобилей (ГОСТ 29200-91) устанавливает ряд показателей, представленный в таблице 1.

Таблица 1: Показатели тормозной жидкости по ГОСТ 29200-91

Показатель Допустимые значения
Минимальное значение температуры кипения, ⁰С 230±5
Температура образования пара, ⁰С 150±10
Водородный показатель 9,5±1,5
Значение кинематической вязкости при t = 40 ⁰С, мм²/с 35+15
Плотность, г/см³ 1,3±0,15

В 2002 г. предложен стандарт FMVSS № 116. Согласно нему современные показатели для рабочего тела в гидроприводах должны соответствовать данным, представленным в таблице 2.

Таблица 2: Требования по стандарту FMVSS № 116

Тип тормозной жидкости Допустимые характеристики по FMVSS № 116
Температура закипания, ⁰С Предельные показатели кинематической вязкости, мм²/с Характерный окрас
жидкость без примесей воды жидкость, в которой присутствует Н₂О до 3,5 % жидкость без примесей воды, при t = 100 ⁰С жидкость без примесей воды, при t = 40 ⁰С
DOT 3 203…215 140…150 1,1…1,5 1200…1500 лимонно-желтый, допускается потемнение до оттенков коричневого
DOT 4 228…245 155…165 0,9…1,5 1450…1800
DOT 5.1 257…285 180…195 0,8…1,4 750…900
DOT 5* 263…300 185…200 0,8…1,4 700…850 темно-красный или бардовый

Какие жидкости можно смешивать

Смешение производителей

Характеристики тормозных жидкостей напрямую зависят от пакета присадок. У каждого производителя он свой, поэтому точно предсказать, как поведет себя «коктейль» из продукции разных фирм сложно.

Смешение классов

Считается, что поскольку основа одна, в жидкость низкого класса допустимо заливать более высокий, но не наоборот. Значит, в DOT 3 допустимо долить DOT 4, это только повысит ее рабочие характеристики.

Статья в тему: Выгодна ли работа в Яндекс Такси на своем авто?

А вот в автомобиле, рассчитанном на жидкость класса 5.1, использовать 3 или 4 не рекомендуется. Сечение проходных каналов может оказаться недостаточным для нормальной циркуляции вязкого состава.

Не допускается смешивание DOT-5 и DOT-5.1/ABS между собой и с любыми другими.

Все остальные классы совместимы друг с другом.

Цвета

Кроме буквенного обозначения, стандарты требуют производить цветовую маркировку в зависимости от основы. Это необходимо для того, чтобы избежать смешения несовместимых по составу жидкостей.

  1. Желтый цвет – гликоль, полигликоль.
  2. Красный цвет – силикон.
  3. Зеленый – минеральное масло.

Нельзя смешивать жидкости разных цветов!

Цвет и прозрачность в процессе эксплуатации могут меняться. Это вызвано окислением, нагревом, смешением с продуктами износа тормозной системы.

Какая лучшая тормозная жидкость стандарта DOT 4 предлагается к применению

Несомненно, при этом выделяется тепло. Если его интенсивность будет критической, эмульсия может закипеть и возникнут воздушные пробки. Именно тогда исчезнет главное свойство «тормозухи» – ее несжимаемость, и педаль начнет проваливаться. В этот момент может пригодиться технология, описывающая, как самому заменить томозуху в гараже.

В любом случае выбор подходящего раствора – это этап, на котором следует серьезно сконцентрироваться. Полезно, например, посмотреть отзывы о тормозной жидкости DOT 4 от компании ЛУКОЙЛ или, скажем, Hi-Gear. Рейтинги игнорировать тоже не стоит.

Острая необходимость во мнениях и комплексных результатах испытаний возникает сразу после посещения автомагазина. Ведь наверняка всем известна распространенная ситуация, когда продавец не располагает компетенцией в вопросе, а эксперта под рукой нет.

Не перепутай: виды тормозных жидкостей

Игнорировать цифру в процессе подбора технического состава не рекомендуется. Она служит идентификатором класса ТЖ по стандарту, разработанному Министерством транспорта США. Между тем, ДОТов бывает несколько:

  • 3 – актуален для тихоходных транспортных средств.
  • 4 – для современных машин с дисковыми тормозами по кругу.
  • 5.1 – применяется в высоконагруженной системе спортивных машин.

Все перечисленные образцы изготовлены на гликолевой основе с примесью эфиров. Есть еще «пятерка». Ее «база» – силиконовая. Непризнанным по американскому классификатору FMVSS № 116 является DOT 4+ или «шестерка». Эта эмульсия создана по стандарту ISO 4925. Она тоже гликолевая и по своим параметрам располагается примерно между 4 и 5.1 группами.

Процедура экспертизы

Смесь для системы тормозов получила свое название не просто так. К жидкостному составу, который заправляется в гидропривод, предъявляются высокие требования. Он не должен:

  • Закипать при воздействии интенсивного теплового потока.
  • Отрицательно действовать на резиновые детали.
  • Густеть на небольшом морозе.
  • Протекать через уплотнения.
  • Поглощать много влаги.

Исходя из перечисленного – не каждая текучая эмульсия может применяться в гидроприводе тормозов. Если же лучшая тормозная жидкость DOT 4 претендует на применение в системе, то она должна располагать кондиционными параметрами:

  • Температура кипения «сухой» эмульсии. Высокое значение – залог успешного функционирования системы в нагретом состоянии (она не закипит).
  • Температура закипания «увлажненного» состава (концентрация воды – 3,5%). Не сильно отличающаяся от первого параметра цифра означает, что жидкость не будет кипеть по истечении 2-3-летнего срока эксплуатации. Эта временная граница чаще всего отмечается в книгах по эксплуатации, как сервисный интервал замены состава.
  • Вязкость при температурах +100°C и -40°C. Допустимое значение первого исключает появление течей в местах уплотнений исправной системы, второго – гарантирует исправный ход педали на морозе.

Какая тормозуха лучше

Жидкий раствор – несжимаем, это известно всем. Толкая его по магистралям, можно передавать команды на механизмы и, собственно говоря, тормозить. Как показывает практика, протолкнуть по трубочкам удается не каждый состав, предлагаемый к приобретению в автомагазине. А их разновидностей – не меньше, чем видов чернителей резины и способов чернения шин своими руками. Несмотря на их поголовное соответствие стандарту ДОТ 4, свойства разнятся. Это при том, что у 90% брендов родиной является либо Дзержинск, либо Обнинск.

Оценки просмотрены, тесты проведены, рекомендации учтены. В итоге имеем рейтинг тормозных жидкостей 2018 года:

  • Sintec Euro.
  • Hi-Gear HG 7044R.
  • Rosdot.
  • Sibiria Супер.
  • Лукойл.
  • Sintec Super.
  • Промпэк.
  • Unix.
  • Химлюкс.
  • RSQ Professional Euro.
  • Vitex.
  • Felix.
  • Роса 4.

Замена ТЖ на автомобиле Mitsubishi Lancer IX

Замену тормозной жидкости рассмотрим на примере авто Мицубиси Лансер 9, перед началом работы следует приготовить все самое необходимое:

  • заранее купленную упаковку ДОТ-4 (допускается и DOT-5.1), лучше канистру брать с запасом (1 л);
  • чистую пластиковую бутылку с трубкой;
  • прокачной ключ;
  • шприц с пластиковой трубкой на конце.

Работу производить удобно на яме, еще лучше, если машину удастся загнать на подъемник, чтобы вывесить все колеса. Выполняем операцию по замене в следующем порядке:

  • открываем капот, тряпкой или полотенцем накрываем левый лонжерон кузова (жидкость ядовита, и попадание ее на металл нежелательно);
  • открываем крышку заливного бачка ГТЦ (главного тормозного цилиндра), опускаем пластиковую трубку шприца в бачок, выкачиваем из него все содержимое;
  • заливаем в бачок из канистры DOT-4 доверху, затем запускаем двигатель и производим прокачку тормозов;
  • при прокачивании используем бутылку с трубкой, опущенной до самого дна – старая ТЖ стекает в емкость, а опущенная до самого низа трубка не позволяет воздуху проникнуть в жидкость, поэтому система не «завоздушится».

Прокачку необходимо производить вдвоем: один из участников этой операции нажимает на педаль тормоза, а второй надевает трубочку на прокачной штуцер тормозного цилиндра (суппорта) и при накачивании педали штуцер ослабляет. При этом педаль проваливается, вместе с «тормозухой» из системы выходит воздух. Сидящий за рулем человек отпускает педаль тормоза только после того, как будет закручен штуцер, а сама операция повторяется до тех пор, пока воздух не перестанет выходить из системы. Так следует прокачать все четыре колеса, не забывая после в бачок добавить жидкость до нужного уровня. Еще прокачку на машине с задними барабанами начинают с заднего правого колеса, затем в порядке «крест-накрест».

Применение тормозной жидкости разных классов

Класс DOT 3 отлично подойдет для легковых автомобилей с барабанными тормозами или с дисковыми на передней оси и с барабанами на задней оси. В ее составе находится гликоль, благодаря чему цена жидкости такого класса является доступной. Но обратная сторона такого состава – это высокая всасываемость влаги. Жидкость такого класса быстро накапливает влагу до критического соотношения.

Класс DOT 4 является одним из самых популярных среди автомобилистов. Такая жидкость подойдет для всех авто, в частности, с дисковыми тормозами на всех осях. В ее химический состав входят сложные эфирные соединения в комплексе с борной кислотой. Благодаря такому составу, в жидкости такого класса практически полностью нейтрализуется влага. Такая тормозная жидкость прослужит автолюбителю долго.

Класс DOT 5.1 хорошо подойдет для спортивного авто, тормозная система которого подвергается сильным нагрузкам. Жидкость класса DOT 5.1 имеет такой же состав, как и DOT 4, но за счет улучшенной формулы выдерживает большую температуру закипания и обеспечивает более эффективную абсорбцию влаги.

Класс тормозной жидкости DOT 5 не часто используют на обычных авто. В ее составе находится силикон, что лишает ее гигроскопичности. Но в этом все-таки есть один принципиальный минус. Такая тормозная жидкость способствует скоплению воды в тормозных шлангах системы. Это может привести к окислению элементов системы или замерзанию воды при температуре ниже 0 С.

Жидкость одного класса, но разного производителя можно смешивать друг с другом. Жидкость разных классов не желательно смешивать. Но в случае необходимости, можно совместить DOT 3 и DOT 4, DOT 4 и DOT 5.1. При этом обязательно нужно запомнить правило, что к жидкостям меньшего класса можно добавлять только жидкость такого же или более высокого класса. А вот к жидкости DOT 5 ни при каких условиях нельзя доливать жидкости других классов, так как это может привести к серьезным проблемам в тормозной системе.

Основные характеристики

Как и всякая техническая жидкость, тормозная тоже имеет определённые характеристики, на которые нужно обязательно обращать внимание. К основным и важнейшим относятся:

  • Вязкость – не должна меняться при разных рабочих температурах, иначе это повлечёт за собой нестабильную работу тормозов. Кроме того, очень низкая вязкость может вызвать протечки и потери жидкости. Высокая вязкость вызывает проблемы при низких температурах. Поэтому она должна быть стабильной при разных температурах, чтобы жидкость не густела при морозе и не разжижалась при нагреве.
  • Температура кипения – раствор в тормозной системе при работе нагревается, иногда очень значительно. Тепло передаётся от тормозных колодок, которые могут сильно нагреться при активном использовании тормозов, например, при движении по городу. Если жидкость закипит, в ней образуются пузырьки воздуха, которые могут собраться вместе и образовать воздушную пробку. В итоге педаль проваливается, а тормоза не работают. Поэтому хорошая тормозная жидкость должна иметь высокую температуру кипения, чтобы такая ситуация не возникала.
  • Гигроскопичность, или способность поглощать воду – один из важнейших параметров. Когда жидкость сильно нагревается, образуется водяной конденсат, который после охлаждения попадает в тормозную жидкость. Это нарушает состав тормозной жидкости и её свойства. Кроме того, на морозе вода может замерзнуть и лёд не только блокирует работу тормозов, но и может разорвать трубки и соединения. А еще вода вызывает коррозию. У хорошей тормозной жидкости гигроскопичность низкая.
  • Антикоррозионные свойства – жидкость должна оказывать минимальное воздействие на металлические, пластиковые и резиновые детали. Иначе рано или поздно произойдёт их разрушение и возникнет протечка.

Тормозная жидкость, даже самая лучшая, со временем теряет свои свойства, поэтому её нужно периодически полностью заменять. Делать это нужно примерно раз в 2 года или после 60 тысяч километров пробега. Относиться к этому нужно со всей ответственностью, ведь отказ тормозов на дороге может иметь самые трагические последствия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоДиск
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: