Принцип работы
Чтобы здраво рассуждать о том, сколько ходят колодки и через какой пробег их необходимо менять, стоит задаться вопросом: как работает тормозная система и какие факторы влияют на срок службы тормозных колодок.
Педаль тормоза имеет пружинный механизм, который соединяется с вакуумным или электрическим усилителем тормозов через систему патрубков. Это устройство работает за счет свойства воздуха разрежаться и менять свое давление, и его задача — многократное увеличение усилия, придаваемого педали. Это не только снимает с водителя нагрузку, но и облегчает жизнь всем механизмам, работы которых хватает не на один год.
Через вакуумный усилитель тормозов давление поступает на главный тормозной цилиндр, которого обычно хватает для нормальной работы тормозной системы на любом легковом автомобиле. Он представляет собой небольшой металлический цилиндр с выходящими и входящими в него патрубками с тормозной жидкостью. Его задача — менять тормозное усилие между колесами таким образом, чтобы торможение было максимально равномерным. Это позволяет добиться неплохой управляемости при торможении и избежать различного рода заносов.
Нужно заметить, что тормозные колодки, которых обычно хватает на 30–50 тысяч километров пробега, закрепляются в суппортах, которые представляют собой некоторого рода крепления. Находясь в таких креплениях, колодка не люфтит, а потому межсервисный пробег на данный момент является довольно внушительным числом. Сколько ходит суппорт? Ответ на этот вопрос достаточно сложен: все зависит от марки и модели машины. Сказать, сколько ходит суппорт на типичной иномарке, все же можно: обычно его ресурс составляет не менее 100 тысяч километров пробега.
Признаки изношенных тормозных дисков и колодок
Тормозные диски как и тормозные колодки — наиболее подверженные износу элементы тормозной системы, именно поэтому жизненно необходимо знать признаки, так сказать звоночки, говорящие о том, что пора их менять. Оборот «жизненно», стоит понимать буквально, потому что изношенные диски и колодки, это, в первую очередь, несвоевременная остановка машины. А несвоевременная остановка, во многих случаях приводит к фатальным последствиям для водителя, пассажиров, пешеходов.
Поскольку мы живем в XXI веке, большинство людей ездит если не на самых новых, то на современных машинах точно, где наиболее вероятный признак износа дисков и/или колодок — это сигнал индикатора на приборной панели. Никогда не стоит его игнорировать, помните — он первый из звоночков, предвещающих близкую беду.
И так, начнем с косвенных признаков износа тормозных дисков и/или колодок, по которым можно условно ориентироваться, так сказать — не выходя из машины. Условно, потому что у этих признаков может быть множество других причин. Помните — точно определить изношены ли диски и колодки возможно только при их осмотре.
В последние годы, многие фирмы стали производить тормозные колодки с индикатором износа — это металлическая полоса, установленная под фрикционным материалом. Когда масса фрикционного материала истерта до начальной степени непригодности (т.е. торможение становится менее эффективным, но пока еще присутствует), проявляется индикатор, издающий при соприкосновении с металлом диска противный скрежет, скрип, свист. Если колодки без индикатора, тогда скрип и скрежет появятся в крайней стадии изношенности, что весьма опасно. Кроме того, об изношенности колодок и дисков может говорить необходимость увеличенного усилия при нажатии на педаль тормоза и увеличение тормозного пути.
Ускоренный износ пары диск-колодка может произойти в случае попадания между ними твердых частиц песка, грязи и т.д. в результате чего возможно их частичное разрушение, неровности и трещины. Об этом говорит появление едва заметной вибрации, биение педали тормоза при нажатии, но ее появление возможно и при нарушении работы тормозных цилиндров, износе ступицы, суппорта, шруза, а также, при деформации диска.
В случае более быстрого износа одной колодки, при торможении возможен занос машины в ту или иную сторону, а при остановке с большой скорости вполне вероятно раскручивание даже на сухой дороге.
На более поздних стадиях износа возможно пригорание (прихватывание) колодки к диску, что проявляется отсутствием обратного хода педали после нажатия. Поскольку фрикционный материал истерт практически полностью, в результате перегрева начинается плавление и прихватывание металла колодки к диску. Ездить с такими колодками может только самоубийца.
При появлении любого из косвенных признаков, немедленно произведите осмотр тормозной системы на СТО, или самостоятельно! Помните, что от исправности тормозов Вашей машины, может зависеть не только ваша жизнь!
Непосредственные признаки износа дисков и колодок можно обнаружить только при их осмотре, это может быть:
- уменьшение толщины накладки колодки ниже допустимой, что также может проявляться в виде просветов металла индикатора;
- растрескивание и лущение фрикционного материала колодки (образование трещин, сколов, ямок, бугорков);
- уменьшение толщины плоскости тормозного диска ниже допустимой (как и толщина накладки, проверяется микрометром);
- растрескивание диска;
- образование выступающего бортика по наружному краю диска;
- глубокие царапины и сколы на диске и накладках колодки;
- деформация, перекос диска.
Отсрочить, или даже избежать появления многих из вышеперечисленных признаков, можно используя фирменные компоненты, специально произведенные для той или иной марки машины. Не забывайте, что от работы тормозной системы вашего авто может зависеть ваша, а возможно и не только ваша жизнь. Одно дело — погибнуть самому, а вот стать убийцей из-за собственной халатности — это совсем другое дело.
Признаки неисправностей
Данный элемент может выйти из строя по нескольким причинам. Самая распространенная – это повреждение или обрыв проводов питания. В таком случае лампа не загорится даже тогда, когда износ колодки составляет 99 процентов. Вторая причина – это окисление контактов. Такое часто происходит в месте соединения датчика и штекера, около суппорта. Во время эксплуатации на датчик может попадать вода и грязь. Все это влияет на сопротивление цепи. В результате красная лампа может загораться даже с новыми тормозными колодками.
Также отметим, что эклектический датчик будет сохранять свою функцию даже при неисправностях с проводкой. Дело в том, что внутри элемента есть стальной сердечник. При соприкосновении с диском, он вызовет характерный звук. То есть элемент будет продолжать действовать, но только уже в качестве механического датчика.
Как работает датчик износа тормозных колодок
Все автомобили оснащаются тормозной системой, позволяющей замедлять и останавливать транспортное средство при необходимости. Все используемые тормозные системы – фрикционного типа, то есть их работа построена на силе трения. Но там, где есть трение (причем в тормозах оно значительное) имеется и интенсивный износ.
Не зря одни из основных тормозных элементов системы– колодки, относятся к расходным материалам. В процессе работы они достаточно быстро изнашиваются и требуют периодической замены.
Любая колодка состоит из металлической основы, на которую закреплена (клеем или при помощи заклепок) фрикционная накладка. Эта накладка и принимает непосредственное участие в создании трения, но при этом она стирается.
Полностью изношенная колодка обязательно даст знать об этом созданием достаточно сильного скрежета или писка. Такое сильное звуковое сопровождение появляется при трении металлов.
Но допускать полное стирание фрикционной накладки ни в коем случае нельзя потому, что трение о металлическую часть колодки приводит к повреждению и деформации диска (барабана). Но в отличие от колодок, ремонт или замена дисков обойдется достаточно дорого.
Задние тормозные колодки
Внимание: — Тормозные колодки ВСЕГДА заменять комплектом – 4 шт. (по две на каждую сторону)
— При работе тормозных колодок образует тормозная пыль, которая содержит асбест, вредный для здоровья. Поэтому при очистке тормозных колодок не пользуйтесь сжатым воздухом и не вдыхайте пыль.
Примечание: Ниже описана замена тормозных колодок с левой стороны. Замена с правой стороны выполняется аналогичным образом.
1. Вначале проверяем уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Если он находится на отметке «MAX» или приближается к ней, откачиваем из бачка часть жидкости. В противном случае она польется через край при установке новых колодок.
2. Ослабляем колесные болты. Поднимаем автомобиль на подъемнике или домкратом приподнимаем заднюю часть автомобиля и устанавливаем ее на надежные опоры (для этого предварительно устанавливаем противооткатные упоры под передние колеса).
3. Отворачиваем колесные болты и снимаем заднее колесо.
4. Щеткой по металлу очищаем тормозной механизм от пыли и грязи.
5. Далее максимально перемещаем поршень колесного цилиндра внутрь цилиндра. Для этого вставляем через отверстие в суппорте отвертку с широким лезвием между тормозной колодкой и диском и опираясь ею на суппорт, сдвигаем ее, утапливая тем самым поршень в цилиндр.
Примечание: При вдавливании поршня следим за уровнем тормозной жидкости в бачке, перетекающая через край жидкость может повредить лакокрасочное покрытие.
6. Ключом с головкой на 14 отворачиваем и затем извлекаем нижний болт крепления тормозного суппорта.
7. Разворачиваем суппорт вверх вокруг оси верхнего болта, чтобы получить доступ к тормозным колодкам. Чтобы тормозной суппорт нам не мешал, подвешиваем его на прочной металлической проволоке за элемент подвески.
Внимание: При снятом тормозном суппорте, не нажимайте на педаль тормоза, иначе поршень может полностью выйти из колесного цилиндра. 8
Поддеваем отверткой и затем снимаем внутреннюю и наружную тормозные колодки. Удаляем старые тормозные колодки в отходы
8. Поддеваем отверткой и затем снимаем внутреннюю и наружную тормозные колодки. Удаляем старые тормозные колодки в отходы.
Как часто меняются тормозные колодки
Как уже было сказано выше, тормозные колодки – расходный материал, требующий постоянного контроля и регулярной замены во время периодического технического обслуживания. Срок службы колодок сугубо индивидуален и зависит от многих факторов.
Модель и марка автомобиля
Велика разница между тормозными системами спорткара и малолитражки. Например, у первого автомобиля колодки изнашиваются за максимально короткий срок.
Реагенты, которым посыпают дороги, пыль и грязь разрушают тормозные колодки и сокращают срок их службы.
Качество материала, используемого при изготовлении колодки
Каждый уважающий себя производитель старается использовать свой фирменный фрикционный материал. Это может быть различные сплавы, каучук, керамика и другие инновационные решения, обеспечивающие плотное соприкосновение с диском и повышенную стойкость к перегрузкам.
Таким образом, представленная информация дает нам усредненное представление о рабочих возможностях тормозных колодок, но назревает вопросы: когда нужно менять тормозные колодки и особенно многих может заинтересовать: когда менять задние тормозные колодки? Конкретного и исчерпывающего ответа на эти вопросы никто не сможет дать, но можно дать рекомендации.
Дело в том, что если, например, водитель любит быструю и рывковую езду, то и усилий при торможении будет тратиться больше, а значит и колодки, будут расходоваться сильнее. Кроме того, износ тормозных колодок увеличивается при езде в дождливую и сырую погоду, а также на пыльных и грязных дорогах.
Серьезным аргументом в вопросе частоты замены колодок является их качество. Оригинальные запчасти прослужат относительно долго, а дешевые и некачественные колодки придется менять и менее чем за 10 тыс. км.
По способу работы и конструкционным особенностям тормозные колодки автомобиля разделяют на два вида: дисковые и барабанные.
Дисковые тормоза.
Барабанные тормоза.
Дисковые более эффективные, поэтому их устанавливают обычно на передние колеса, на которые приходится до 70% тормозных усилий.
Однако, в отличии от барабанных колодок, дисковые – менее долговечные. Срок их службы составляет примерно 20 – 40 тыс. км, при том, что задние барабанные способны прослужить до 100 тыс. км. Кроме того, эффективность торможения во многом зависит от качественного состояния тормозных дисков, срок службы которых достаточно велик и может составлять от 50 до 150 тыс. км.
Учитывая тот факт, что на передние колодки нагрузка в два – три раза выше чем на задние, то и меняются они в два-три раза чаще, чем задние. Конечно, есть определенные рекомендации, закрепившиеся в сознании технических мастеров и предлагаемых изготовителем.
Так, в среднем, тормозные колодки низкого и среднего качества рекомендуют менять:
- передние – через 10 – 15 тыс. км
- задние – через 25 – 40 тыс. км.
Колодки более высокого качества и ценового расположения рекомендуется менять:
- передние – через 15 – 20 тыс. км
- задние — через 40 – 60 тыс. км.
Барабанная тормозная система в современных автомобилях устанавливается редко и в основном на заднюю ось.
Замена барабанных колодок осуществляется в среднем через 80 – 100 тыс. км.
Это сильно усредненные рекомендации, но в то же время дающие определенные представления о службе тормозных колодок при их эксплуатации в нормальных погодных и климатических условиях при не слишком резвой езде. К тому же, стоит учесть тот факт, что замена тормозных колодок осуществляется одновременно на одной оси колес. То есть, если решили заменить колодки, то меняем сразу передние или задние. Это исключит неравномерность распределения тормозных усилий на колеса и автомобиль не будет вести в сторону при торможении.
Еще одной важной мелочью является то, что непосредственно после замены колодок, им необходимо «притереться». В этот отрезок пути, равный примерно 1-3 км, тормозная система будет работать не эффективно
Все наладится только тогда, когда площадь соприкосновения колодки и тормозного диска будет максимальной. Если же низкое качество торможения сохраняется по прошествии 10 – 15 км, то скорее всего приобретены некачественны колодки, которые необходимо заменить.
Почему горит индикатор тормозов?
Но начнем с особенностей конструкции сигнализации тормозной системы. Ранее на автомобилях использовался только один датчик – уровня тормозной жидкости в системе, который и подавал сигнал на контрольную лампу. Поскольку жидкость – основной рабочий элемент системы, и ее утечка приводит к прекращению работы тормозов, то естественно, конструкторы установили датчик для контроля за уровнем.
Дополнительно на авто имеется и стояночный тормоз, за использованием которого водитель следит обязательно. На одних моделях сигнальные лампы рабочей и стояночной систем разделены. Сигнальная лампа с восклицательным знаком в кружке отвечает за уровень жидкости, а индикатор, обозначенный буквой «Р», сигнализирует о задействованном ручнике, и отключается она после снятия авто с ручного тормоза.
Но нередко на авто установлена только одна сигнальная лампа, к которой «привязаны» и датчик уровня жидкости, и датчик включения ручника.
В современных авто используются схемы, в которые дополнительно включены датчики степени износа тормозных колодок и лампы стоп-сигналов. Поломка этих элементов приводит к загоранию лампы на приборной панели.
Есть и иные нюансы конструкции, которые становятся причиной светящегося индикатора. На моделях ВАЗ 10-го семейства первых годов выпуска в схему включалось реле защиты стартера, которое принудительно отключало его после запуска мотора. В такой схеме конструкторы цепь питания лампы тормозной системы подключили к этому реле. В результате при поломке реле лампа начинает постоянно гореть. Конструктивных нюансов много. И чем сложнее схема, тем труднее выявить причину поломки.
Из-за чего же на приборной панели загорелась или не гаснет после запуска двигателя сигнальная лампа тормозной системы? Если это произошло в движении, то лучше прекратить движение и провести диагностику. В случае же, когда лампа не гаснет после запуска мотора, то лучше не выезжать до устранения проблемы.
Одна из колодок трется быстрее
Итак, замечено, что внутренняя колодка дискового тормоза значительно тоньше, чем внешнего, хотя износ их должен быть равномерным.
Причина такого износа обычно кроется в том, что поршень после растормаживания не полностью возвращается в исходное положение, из-за чего внутренняя колодка остается немного прижатой к диску и постоянно с ним контактирует, что и приводит к ее более быстрому стиранию.
Происходит это зачастую из-за повреждения уплотнителя поршня, из-за чего внутрь цилиндра попадает грязь, которая становиться причиной подклинивания.
Решается такая проблема разборкой суппорта, промывкой и очисткой цилиндра, а также заменой поврежденного резинотехнического элемента.
Повышенный износ внешней колодки происходит тоже по вине резиновых компонентов – уплотнителей направляющих.
В результате грязь и влага, попавшие на направляющие, приводят к появлению коррозии, которая становиться причиной подклинивания самого суппорта, из-за чего внешняя колодка постоянно контактирует с диском.
В этом случае проблема решается снятием суппорта, очисткой и смазкой направляющих, заменой уплотнителей.
Ржавчина и грязь может также стать причиной износа как внешнего, так и внутреннего.
Их образование на составных элементах может привести к подклиниванию как самих колодок, так и суппорта.
Поэтому необходимо периодически проводить разборку и чистку составных элементов механизма.
На заметку: конструктивные мероприятия, направленные против появления свиста
Для исследования инженерных ухищрений микроскоп не нужен. Они носят сугубо технический характер. Об одном из них разговор уже был – противоскрипные накладки на обратной стороне изделий. С иными средствами борьбы с вибрацией знакомьтесь ниже:
- Скосы и прорези на фрикционном слое отодвигают резонансные колебания в область более высоких частот.
- Прорези выполняют роль, аналогичную скосам + отводят грязь из пятна контакта.
- Антивибрационные пластины гасят колебания относительно поршня и скобы суппорта.
- Специально выгнутые элементы на обратной стороне колодки плотно входят в рабочий цилиндр, что помогает избежать шума на многих режимах торможения.
- Проволочные скобы гасят колебания фрикционной детали вдоль направляющей.
- На одном из направляющих пальцев суппорта ставят демпфирующие втулки, принимающие вибрации на себя.
Свободное колебание тормозной колодки на частотах 20 Гц — 20 кГц приводит к возникновению посторонних звуков. Источником вибрации, которая порождает визг, является постоянный миллисекундный прирост фрикционного материала к диску или барабану с последующим срывом. При нормальном состоянии тормозов происходит гашение колебаний. Поэтому наличие звуков говорит о проблеме.
Как определить износ колодок
Чтобы водитель смог своевременно определить, что колодки уже требуют замены, большинство производителей стремятся оборудовать свою продукцию специальными сигнализаторами. Большинство модификаций имеют внутренний элемент в виде изогнутой стальной пластины.
Когда толщина фрикционного слоя достигает критического значения, эта пластина начинает царапать по диску, от чего водитель слышит сильный звук каждый раз при нажатии на педаль. Однако этот элемент, а также электронный датчик не дают 100-процентно исчерпывающей информации о состоянии данных деталей.
Например, не каждый автомобиль, оснащенный электронным сенсором износа, имеют этот датчик на всех колесах. В некоторых случаях из-за неисправностей тормозов колодки на одном колесе могут износиться сильнее, чем на другом.
Более информативным будет индикатор, выполненный в виде фрикционного материала с вкраплением металлической стружки. Такие колодки даже при неравномерном износе сразу будут сигнализировать, когда по диску будут царапать металлические частицы.
В идеале лучше, чтобы автомобилист не полагался на эти сигнализаторы, а дополнительно визуально перепроверял, в каком состоянии находятся тормозные элементы. Например, некоторые автовладельцы выполняют визуальный осмотр при сезонной замене резины. Так как дисковая и барабанная системы имеют конструктивные отличия, процедура диагностики будет отличаться. Вот как выполняется каждая из них.
Как проверить износ передних колодок
Передний тормоз гораздо легче проверить. Для этого нужно демонтировать колесо, и замерить толщину накладки на колодке. В зависимости от модификации этого элемента критическим значением будет та толщина, которая ограничивается сигнальным слоем.
Также тормозная колодка имеет одну или несколько прорезей, через которые удаляется пыль при износе материала. Если этот элемент видно, значит, использование такой колодки еще допускается.
Попутно рекомендуется проверить, в каком состоянии будет находиться поршень и направляющие. Эти детали могут закиснуть и заблокироваться, из-за чего тормоз либо не сработает, либо заклинит. Чтобы предотвратить подобные ситуации, автопроизводители рекомендуют смазывать эти элементы. Подробно эта процедура описана здесь.
Как посмотреть износ барабанных колодок
Задний тормоз проверить гораздо сложнее, так как его исполнительные механизмы полностью закрыты корпусом барабана. Помимо того, что нужно снимать само колесо, автомобилисту потребуется частично разобрать механизм. Для этого нужно сныть крышку барабана. Только в этом случае можно провести визуальный осмотр колодок.
В автомобиле с комбинированной тормозной системой зачастую основная нагрузка приходится на переднюю ось. Благодаря этому задние тормоза имеют увеличенный рабочий ресурс, поэтому они не нуждаются в частой проверке, если этому нет особенной причины. Обычно интервал замены данных элементов будет находиться в пределах двух-трех замен передних колодок.
Некоторые современные барабанные системы оснащены специальным смотровым отверстием, что облегчает проверку толщины накладки. Минимальная толщина задней колодки не должна быть меньше полтора миллиметра. Однако снятие барабана позволяет также проверить работоспособность всего механизма, а также удалить пыль из него, поэтому лучше проводить именно такую диагностику.
Внутренняя часть барабана должна быть равномерно отшлифованной, потому что с ней постоянно контактирует колодка. Если на этой части видны следы ржавчины, значит, накладка неплотно прилегает к бортикам барабана.
Скачивание книги
После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:
Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.
Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel. В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом — мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги
В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом — мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.
Человеческий фактор
Самой распространенной причиной слишком быстрого износа колодок является человеческий фактор. Колодки быстро изнашиваются на автомобилях, которыми управляют водители, пользующиеся двумя ногами (левая располагается на педали тормоза, правая – акселератора) при управлении автомобилем. Левая нога таких водителей постоянно находится в контакте с педалью тормоза.
Любое нажатие на педаль задействует тормозные механизмы. Даже небольшое усилие, приложенное к краю педали, приводит к контакту колодок с тормозным диском на движущемся автомобиле. Это способствует быстрому износу тормозных колодок.
Такой процесс сопровождается и перегревом тормозных дисков, который легко определить по синеватым следам побежалости на поверхности диска.
Особенности диагностики
Основным методом определения состояния накладок был и всегда будет водитель. Только он сможет заметить даже незначительные отклонения в работе системы торможения, так как он привык к своему автомобилю. Неравномерный износ накладок приводит к тому, что колеса начинают тормозить с разной эффективностью.
Как определить износ тормозных колодок
Колодка, подвергавшаяся более высоким механическим нагрузкам, покроется большим количеством сколов и трещин. Как результат, при торможении она издает много шума. Отсюда и стуки в колесах. С признаками износа все понятно, осталось теперь научиться диагностировать накладки в полевых условиях.
Диагностика тормозных колодок
Варианты контроля износа колодок
К первому варианту контроля степени износа колодок, применяемому десятилетиями, относится визуальный осмотр. Это простой вид диагностики, который позволяет безошибочно определить степень износа тормозной системы, выявить механические повреждения, необходимость ее обслуживания, запотевание или течь тормозной жидкости.
Данный вид осмотра удобно выполнять с применением автоподъемника, смотровой канавы, эстакады или поочередно снимая каждое колесо.
Ко второму варианту относится контроль с помощью датчиков износа. В зависимости от типа датчика, водитель узнает о необходимости замены тормозных колодок посредством звукового эффекта или из-за загоревшегося индикатора на приборной панели.