Разболтовка колесных дисков

7 Об особенностях разболтовки популярных марок авто – коротко и полезно

Популярный среди отечественных автомобилистов Шевроле Круз обычно оснащается 17 или 16-дюймовыми дисками. Таблица совместимости подсказывает нам, что вынос его колесной базы составляет 39–41 мм, а разболтовка – 5х105. Заметим, что Круз редко тюнингуется. Связано это с тем, что его колесная база не может порадовать разнообразием.

Колесный диск на Фольксваген Пассат Б3

А вот на немецкий Фольксваген Пассат Б3 можно устанавливать практически любые диски, которые характеризуются разболтовкой 4х100 и ЕТ 38 мм. Под эти показатели подходит всякая резина, имеющая параметры 185/65. Добавим, что штатные диски для этой модели Фольксвагена имеют маркировку 14R. Аналогичные изделия монтируются на Рено Логан. Диски в этих авто фиксируются четырьмя болтами, их вынос может изменяться в пределах 35–50 мм. Здесь все зависит от конкретной вариации машины и характеристик ее колесной базы. Вылет диска будет тем выше, чем больше он по сечению. Конкретные показатели выноса содержит таблица совместимости Рено. Шевроле Нива изготавливаются с дисками из стали R15. Показатель PCD для них – 5х139,7 (для выноса менее 48 мм).

Обратите внимание! Диски с вылетом 48 мм имеют разболтовку 5х139. Это обусловлено увеличением базы (колесной) и массы дисков

Все (вне зависимости от года выпуска) машины Форд Фокус 2 оснащаются дисками с сечением ступицы 63,3 мм и пятью крепежными отверстиями. Для них нужно использовать изделия с PCD 5х108.

При этом для базы в 17 и 16 дюймов необходимо применять диски с вылетом 50 мм, для 18-дюймовой – с выносом 45 мм. Намерение преобразить свое транспортное средство путем установки необычных колесных дисков не вызовет у вас серьезных затруднений. При этом всегда помните – ваша безопасность напрямую зависит от грамотной разболтовки

Уделите этому вопросу особое внимание!

Как рассчитать разболтовку самостоятельно

Для измерения вам потребуется штангенциркуль и элементарные вычисления по формуле. Способ расчета будет зависеть от количества отверстий для монтажа на ступице.

Для начала нужно узнать интервал между центрами соседних отверстий А (измерьте расстояние от двух краев, и прибавьте диаметр отверстия). Полученную величину умножайте на число, зависящее от количества болтов. После вычислений вы получите значение В, которое будет искомым диаметром окружности (PCD).

PCD колеса под три болта. Формула для расчета:

В=Ах1,155.

PCD колеса с четырьмя отверстиями. Для вычисления окружности размещения болтов воспользуйтесь формулой:

В=Ах1,414.

PCD колеса с пятью отверстиями. Расчет производится по формуле:

В=Ах1,701.

Опасность неправильной разболтовки

Пренебрегать определением разболтовки не стоит. Именно она, хоть и непрямым образом, но влияет на безопасность езды. Если устанавливать колеса, не учитывая отклонения в любую сторону, то оно будет смонтировано с неточностью по оси. Это, в свою очередь, не позволит достичь нужного уровня затяжки.

Определить, правильно ли была сделана разболтовка, «на глаз» практически невозможно. Последствия неправильного монтажа будут заметны во время движения по следующим признакам:

  • усиленное биение колес;
  • повреждения механизма руля, подвески;
  • увеличение вероятности откручивания колеса.

Как видно, разболтовка достаточно серьезно влияет на безопасность и может даже привести к ДТП.

Нередко в среде автомобилистов можно услышать рассказы о подгонке характеристик автомобиля к новым дискам, у которых значение PCD — больше, чем штатное (то, которое предусмотрел автопроизводитель). Нередко в процессе установки они используют центровочные кольца для дисков. Стоит сказать о неоднозначности этого метода, однако многие автомобилисты видят в этом выход при смене дисков.

Статьи по теме

Как выбрать летнюю резину: 9 важных рекомендаций

Попал колесом в яму: что делать для получения компенсации

Как правильно подобрать резину: нюансы выбора для лета и зимы

Срок службы шин: когда их нужно менять и почему

Как правильно поставить колеса: подробная инструкция

Штраф за разную резину: во сколько обойдется езда на отличающихся колесах

Литые диски на БМВ: основные плюсы и минусы литья

Хранение шин на балконе: вред или допустимая необходимость

Шиномонтажные работы: этапы и стоимость

Шины АТ и МТ: как выбрать и какие лучше

Шины Pirelli Cinturato – почему отзывы о них всегда положительные?

Секретки на колесах: критерии выбора и секреты эксплуатации

Как подобрать колесный диск: 9 основных параметров

Срок годности автомобильных шин: как узнать

Спускает колесо по ободу: как решить проблему

Основные параметры

Есть несколько главных размеров, которые играют ключевую роль в выборе правильных и подходящих колёс на каждый конкретный автомобиль. Если хотя бы по одному из них допустить ошибку, комплект попросту не встанет на своё место. Машину нельзя эксплуатировать на колёсах, параметры которых не соответствуют заявленным требованиям и конструктивным особенностям. Перед тем как померить разболтовку, каждый автомобилист должен знать, что именно ему предстоит замерить, и какие размеры играют основную роль. Речь идёт о следующих главных размерах:

  • количество болтовых отверстий, на которые устанавливается колесо (обозначается буквами LZ в маркировке);
  • расстояние, которое предусмотрено между болтовыми отверстиями;
  • диаметр окружности, где располагаются отверстия под крепёжные колёсные болты, используется маркировка PCD;
  • показатель диаметра ступичного или же центрального окна: встречаются оба понятия, но они по своей сути синонимы, этот параметр маркируется буквами DIA;
  • размер вылета, это значение легко узнать по маркировке ET.

Следует понимать, что каждый из этих параметров, наличие которых предусматривает разболтовка, крайне значим в вопросе выбора подходящих колёс. Потому нужно внимательно подходить к покупке, чтобы затем не пришлось менять комплект, переплачивать за доставку и банально тратить время на поиски. Если говорить о легковых транспортных средствах, то на них количество окон для крепёжных болтов может составлять от 3 до 6 единиц. У грузовых машин их намного больше. В основном насчитывается от 12 до 15 окошек. Отечественный автопром, основой которого является АвтоВАЗ, применяет по 4 входных отверстия под крепёжные болты. Единственным исключением оказалась легендарная Нива, на которую поставили 5 креплений. Только отверстия можно посчитать легче всего. Для этого достаточно визуально взглянуть на машину. Вы легко увидите, сколько именно болтов применяется для крепления колеса.

Вылет диска колес

Определить его можно согласно формуле ET=a-b/2, где b — общая дисковая ширина. На вылет диска не оказывают влияние такие факторы, как дисковый диаметр или его ширина, а также параметры шины.

Существует 3 типа значения вылета:

  • нулевой вылет достигается тогда, когда вышеуказанные 2 плоскости совпали;
  • положительный вылет достигается при расположении привалочной плоскости сзади центра колеса. При этом колеса расположены внутри;
  • отрицательный вылет возможен, когда привалочная плоскость располагается перед центром колес. Если установить обод с отрицательным вылетом, он будет выступать наружу, при этом рискуя задеть колесную арку.

Помимо немцев, которые чаще всего обозначают вылет буквами ET, можно встретить в продаже диски с надписью DEPORT (характерно для производителей комплектующих из Франции) и OFFSET, что характерно для остальных стран-производителей

При покупке нужно обязательно обратить внимание на сочетание изделия с автомобилем. Иначе подвесочные узлы и другие элементы станут непреодолимым препятствием на пути к установке

Говоря о разболтовке дисков, для начала необходимо вспомнить маркировку. Согласно параметрам вся маркировка колесных дисков стандартна. Данные стандарты едины и для штампованных и для литых дисков.

Для определения типа и размера дисков вашего автомобиля, вы можете воспользоваться калькулятором размера шин и дисков.

Для примера рассмотрим маркировку 5,5Jx16H2 ET30 PCD: 5/112 d 66.6 и расшифруем ее. В предложенной маркировке колесного диска:

  • 5.5 — это ширина диска, которая указана в дюймах (B);
  • 16 — это диаметр диска, измеряется в дюймах (D);

5/112 — это значение и называется разболтовкой диска. Этот параметр показывает число крепежных болтов (в примере их 5) и диаметр окружности их размещения. В рассматриваемой маркировке он равняется 112 миллиметра. В соответствии с международным стандартом этот диаметр принято называть «Pitch Circle Diameter» (PCD).

ET 30 — это «вылет» (вынос) диска, измеряется также в миллиметрах. В данном случае он равняется 30 миллиметрам. Этот параметр представляет собой зазор между привалочной плоскостью и центром ширины диска. Вылет нулевой, если эти плоскости совпадают. Вылет положительный, если первая плоскость не переходит за вторую. Вылет отрицательный, если плоскость, которой диск прижимается к ступице, пересекает границы придуманной плоскости центра ширины диска. В нашей маркировке указано положительное значение и определяется ET30. Если бы вылет был отрицательный, то он обозначался ET-30.

  • OFFSET – обозначение вылета в американских производителей.
  • DEPORT – вылет у французских изготовителей.
  • ET – обозначение вылета у немецких производителей. КАРТИНКА

Как обозначается

Каждый колесный диск маркируется в соответствии с международными стандартами.

Обозначается маркировка независимо от способа изготовления, размера и производителя изделий. В качестве примера необходимо рассмотреть стандартный тип обозначения сверловки, который применяется для колес модели «Форд Фокус»: 7.0Jx16H2 ET50 PCD: 5×108 d 63.3.

В этом случае:

  • 7.0J — ширина обода, измеряемая в дюймах.
  • 16 — диаметр диска, измеряемый в дюймах.
  • 5×108 — обозначает количество болтов для крепления обода к конструкции ходовой части. Цифра 5 указывает, сколько их используется. Вторая цифра (108) обозначает диаметр, на котором болты закрепляются относительно друг друга. В данном случае его размер составляет 108 мм.
  • Окружность, по диаметру которой расположены отверстия для креплений, обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter) и измеряется в миллиметрах. Отверстия для крепления обода находятся на различных расстояниях с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
  • Размер вылета обода, который обозначается в миллиметрах и равен ET50, то есть 50 мм. Равен расстоянию между привалочной плоскостью колесного обода (плоскость, к которой крепится диск к ступице) и серединой ширины обода (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой).
  • Диаметр центрального отверстия или d 63.3, который измеряется со стороны привалочной плоскости, также в миллиметрах. В конкретном случае он равен 63.3 мм.

На заметку.
Как видно из описания, разболтовка в данном случае равна 5×108 и является довольно распространенной, особенно среди немецких производителей.

Вылет обода и как его померить

Что касается размера вылета, он считается равным нулю, если совпадают все плоскости. Размер его регламентируется и может немного меняться в зависимости от выбранного обода

Размер важно строго учитывать, поскольку при отрицательном значении изделие будет задевать арку колеса при поворотах, а при положительном — обод будет находиться внутри арки

Некоторые автовладельцы интересуются, разболтовка 4х100 на каких машинах применяется. Ответ очень прост, это некоторые модели производителя «АвтоВАЗ».

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЕС

Максимальная допустимая статическая нагрузка

на колесо должна быть не менее 1/4 разрешенной максимальной массы автомобиля (в кгс), указанной в паспорте или свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Основные размеры колес

в основном определяются действующей на них нагрузкой и габаритами тормозных механизмов. В зарубежных каталогах размер «в» обозначается как ET; «г» – DIA; «д» – PCD. Определяющими для колеса размерами служат ширина обода и монтажный (посадочный) диаметр, как правило, представленные в дюймах. Кроме того, в обозначение колеса входит буква, обозначающая форму профиля обода. Например, в маркировке 5,5Jі15 первая цифра обозначает ширину обода, буква J – форму его профиля (встречаются также профили, обозначаемые буквами E, L, K) и последняя цифра – монтажный диаметр колеса, совпадающий с тем же размером шины.Посадочный диаметр – диаметр поверхности обода (в дюймах), на которую монтируется шина, например 12; 13; 14; 15; 16 и т.д. Этот размер должен точно соответствовать посадочному диаметру используемой шины.Посадочная ширина – расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин обода (в дюймах), например 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и т. д. Легкосплавные колеса выпускают диаметром 12–22 дюйма, при этом ширина посадочного обода варьируется в пределах 4–10 дюймов.Вылет обода – расстояние (в мм) от привалочной плоскости (прилегающей к ступице) колеса до плоскости, проходящей через середину обода. Этот размер определяется, если провести условную плоскость через середину обода колеса и измерить расстояние от нее до крепежной плоскости. Если плоскости совпадают, то вылет нулевой. Если привалочная плоскость выступает за плоскость симметрии, то вылет положительный. Если привалочная плоскость не доходит до плоскости симметрии – вылет отрицательный. Чаще всего считается допустимым изменение величины вылета в пределах ±5 мм, но некоторые производители дисков рекомендуют отклонение ±10 мм. Следует отметить, что изменение величины вылета сказывается на кинематике подвески, на управляемости, на сроке службы подшипников, на устойчивости автомобиля. Уменьшение вылета по сравнению со значением, принятым автопроизводителем, приводит к увеличению колеи и большему выступанию колес из арок. Если при этом используются обода с увеличенной шириной, то чрезмерно выступающие шины будут интенсивнее загрязнять автомобиль. Кроме этого, снизится уровень его безопасности.Диаметр расположения центров крепежных отверстий (определяется в мм) должен точно соответствовать диаметру окружности, на которой расположены центры крепежных (резьбовых) отверстий или шпилек ступицы. Обычно этот размер отображается двумя цифрами: перед условным диаметром обозначается количество отверстий, например 4×114,3 (четыре отверстия на окружности диаметром 114,3 мм). Так как автопроизводители не договорились об унификации диаметров расположения крепежных отверстий, то существует ряд довольно близких размеров: 4×98 и 4×100; 4×112 и 4×114,3; 5×98 и 5×100; 5×108 и 5×110; 5×112 и 5×114,3; 5×120 и 5×120,7 и т.п. Определять этот размер «на глазок» не следует. Ошибка может привести к тому, что даже правильно отбалансированное колесо будет иметь сильное биение, кроме того, возможно повреждение резьбовых соединений. С помощью штангенциркуля можно измерить этот размер, но лучше всего получить данные у консультанта-продавца.Диаметр центрального отверстия (определяется в миллиметрах) должен соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. Наиболее точно соосность колеса обеспечивается, когда центральное отверстие диска совпадает по диаметру с выступающим из ступицы цилиндром. В тех случаях, когда диаметр центрального отверстия диска больше диаметра цилиндра на ступице, применяют пластиковые центрирующие вставки-переходники (иногда входят в комплект легко-сплавных колес). Переходники обозначаются цифрами, соответствующими диаметру отверстия в диске и диаметру полуоси, например 67,1–56,6; 67,1–59,1. Центрирование колеса с помощью прилагаемых к диску болтов или гаек недопустимо, так как их основное назначение – прижать диск к ступице автомобиля и зафиксировать окончательное положение колеса.Кольцевые выступы (хампы) служат для дополнительной фиксации бескамерной шины на ободе колеса. Их обозначают «H» или «H2», что означает наличие на ободе одного или двух кольцевых выступов определенного профиля. Обода с кольцевым выступом типа «H2» обычно используются для шин с усиленной несущей боковиной (Run Flat).

Разболтовка колесных дисков

Если вы решили произвести смену колес на своем автомобиле на новые литые диски или же просто планируете сезонную смену колес, то вам необходимо учесть такой параметр, как разболтовка дисков. Что это значит.

В разболтовку входит несколько параметров, таких как:

  • количество отверстий диска под ступичные болты, маркировка LZ (т.е те болты, которыми мы прикручиваем колесо). Их количество как правило от трех до шести для легковых автомобилей;
  • отверстия находятся на строго определенном расстоянии между собой;
  • отверстия расположены на определенном диаметре, заданным на заводе изготовителе. Как правило данный параметр обозначается как PCD. (иными словами это диаметр окружности, на которой расположены отверстия для болтов) Рассмотрим пример: 5х112 — это значит 5 болтов, расположенных на окружности, с диаметром 112 в миллиметрах.

Зачем знать разболтовку

Знать эти параметры нужно вот зачем. Мы устанавливаем диск на ступицу и затягиваем крепёжные гайки с усилием 62–77 Нм чётко по требованиям завода. Однако при установке диска производитель оставляет некоторый зазор между шпилькой и посадочным отверстием, то есть, шпилька и отверстие имеют определённый зазор, который при затяжке выбирается конусными гайками и конусными отверстиями на дисках.

Если же нам попадётся диск с разболтовкой 5х140,5, разницу в миллиметр на глаз мы не ощутим. При этом колесо может нормально одеться на шпильки. Однако в тот момент, когда мы начнём затягивать гайки, точно по конусу затянется только одна из пяти, а остальные будут либо недожаты, либо колесо установится с небольшим перекосом. Чем это может закончиться, понятно — вибрация колеса на скорости, вероятность откручивания диска на ходу. Заметьте, это из-за одного миллиметра несовпадения в параметре PCD.

Определение разболтовки

Очень часто автовладельцам приходится самим определять разболтовку дисков. Если количество крепежных болтов определить сможет каждый, то диаметр окружности их расположения установить гораздо тяжелее.

Рассмотрим более понятный способ расчета. Для наглядности смотрите на рисунок. Итак, нам необходимо узнать величину А. Берем штангенциркуль и измеряем расстояние между стенками соседних отверстий. Теперь к этому числу суммируем диаметр самого крепёжного отверстия. В результате получилась дистанция между центрами соседних отверстий. Формулы используются зависимо от числа отверстий на диске. Итоговая величина В является PCD.

Итоговая величина В является PCD

Разболтовка дисков считается фактором, которой тем или иным образом влияет на безопасность движения. Вот почему не нужно им пренебрегать. Если соответствия не будет, то колесо неточно установится по оси и как результат не получится требуемый момент затяжки. И может визуально заметить отклонения от нормы крайне сложно, но при езде у такого колеса будет увеличенное биение. По истечении какого-то времени это деформирует детали рулевого механизма, а также подвески. Бывают и такие случаи, когда при езде полностью откручивается колесо.

Есть такие автолюбители, которые подгоняют разболтовку диска, у которого диаметр (PCD) чуточку больше исходного. В таком случае для установки применяют специальные центровочные кольца. Данная методика имеет своих приверженцев и противников. Не следует проводить эксперименты, если не уверены в безопасности движения. Поскольку в случае неудачи никакая роскошь внешнего вида не стоит полученных потерь.

Величина вылета диска

Вылет является одним из важнейших критериев для подбора дисков. Он определяет расстояние между вертикальной осью симметрии диска и плоскостью соприкосновения диска к ступице.

Вылет определяет расстояние между вертикальной осью симметрии диска и плоскостью соприкосновения диска к ступице

Дисковый вылет бывает:

  • положительным (вертикальная ось диска расположена сзади привалочной плоскости);
  • нулевым (ось диска накладывается на привалочную плоскость);
  • отрицательным (ось диска располагается спереди привалочной плоскости).

Параметры вылета дисков строго регламентированы заводом-изготовителем автомобиля, и напрямую связаны с кинематикой подвески. Изменение штатной величины вылета допускается не более чем на 5 мм.

Разболтовка дисков

Если у вас есть знакомые или родственники, которые хорошо разбираются в автомобилях и во всех тонкостях его строения, то разболтовка колесных дисков не будет проблемой, так как вы сможете обратиться за помощью к ним. Однако в большинстве случаев делать это приходиться самостоятельно. Первый параметр, то есть количество болтов крепления, определить можно будет очень легко, посмотрев непосредственно на диск. Однако с другим показателем (диаметром области их расположения) могут возникнуть трудности.

Для того чтобы правильно определить разболтовки колесных дисков, нужно использовать следующий метод. Берем штангенциркуль и отмеряем расстояние (А) между стенками отверстий, которые располагаются по соседству. После этого к ним нужно прибавить диаметр непосредственно отверстия, используемого для крепления. В результате цифра, которая у вас получиться будет означать расстояние от цента одного крепежного отверстия к другому. Полученные данные необходимо использовать в одной из следующих формул, в зависимости от количества отверстий:

  • B=A*1.155;
  • B=A*1.414;
  • B=A*1.702.

Полученная величина В и будет означать нужный нам показатель. В общем-то, выяснить какая разболтовка колесных дисков на вашем автомобиле не так уж и сложно.

Разболтовка так или иначе оказывает влияние на безопасность

Поэтому не стоит обделять вниманием этот параметр, и всегда четко определяйте его. Если разболтовка колесных дисков будет отклоняться от нормы, то вы просто не сможете его нормально закрепить и затянуть

А это чревато серьезными последствиями, которые могут привести к дорожно-транспортному происшествию.

Проводить самостоятельные расчеты очень важно, так как «на глаз» вы не увидите, что колесо стоит не так, но во время движения его поведение будет ненормальным. Самым безобидным последствием является разрушение рулевой системы или каких-либо элементов подвески

А в некоторых ситуациях диск может отвалиться на ходу. Некоторые водители использует так называемые центровочные кольца. Они позволяют подогнать разболтовки колесных дисков под нужный размер. Такой способ существует и это факт, но пользоваться ним или нет – решать только вам. Наше мнение таково – внешний вид никак не должен вредить эксплуатационным качествам. Поэтому любой эксперимент должен быть обдуманным и оправданным.

Помимо этого хочется добавить, что какие бы диски вы не купили, они должны быть крепкими, надежными и легкими, так как на них постоянно действует нагрузка разной силы. Они должны выдерживать вес автомобиля. Проведение правильной балансировки – это залог успеха, который сохранит диски и автомобиль в хорошем состоянии. Для наглядности ниже будет представлена таблица, в которой указаны данные разболтовки колесных дисков.

Модель автомобиля Разболтовка
Alfa Romeo Alfa Romeo 33, 4 x98 30…38, 58.5
Alfa Romeo 155 (nuo 1995.05) 4 x 98, 30…35, 58.0
Aston Martin Aston Martin Modelis P.C.D.ET C.B.
Aston Martin Volante 5?154.95, 71.4
Audi Audi 100 (iki 1992 m.) 4×108 35…42, 57.0
Audi A8, V8 5 x 112, 35, 57.0
AudiTT 5×100 28…30, 57.0
BMW BMW 3 serija (E46) 5×120 35…42, 72.5
BMW 8 serija (E31) 5×120 18…20, 72.5
Deawoo Daewoo Lanos 4×100 38…42, 56.5
Daewoo Racer 4×100 38…42, 56.5
Honda Honda Concerto 4×100 35…38, 56.0
Honda Prelude (iki 1992 m.) 4×100 35…38, 56.0
Honda Shuttle 5×114.3 35…38, 64.0
Lamborghini Lamborghini Countach 5×120, 70.0
Lamborghini Miura 5×120, 70.0
Rover Rover MGF 4×95.25 35…30, 56.6
Rover 3500 5×127, 58.0

Помните, что самый надежный вариант определения разболтовки колесных дисков – это консультация у продавцов или у производителя конкретной продукции. Таким образом, ошибка практически исключена. Однако, как говорится, доверяй, но проверяй. В нашей статье мы представили для вас способ определения разболтовки. Как уже было сказано, это очень важный параметр, который нужно учитывать.

ВСЕ О ДИСКАХ

Наука 2.0. Колесные диски

Выбор колёсных дисков

Проставки колесные Вектор для вылета колесных дисков

Проставка, адаптер на ступицу

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоДиск
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: