Бортовые компьютеры узконаправленного типа
К типу узконаправленных БК непосредственно относятся: маршрутные компьютеры, сервисные (диагностические) компьютеры и электронные системы управления (так называемые управляющие компьютеры).
маршрутный бортовой компьютер
Изначально бортовые компьютеры данного вида начали устанавливать на автомобили которые участвовали в ралли в 70-х годах 20-го века. И только к 90-м годам данный вид бортовых компьютеров добрался до серийных автомобилей.
Главными функциями маршрутного БК является вычисление и отображение на экране параметров о движении автомобиля. Современные компьютеры данного вида довольно часто встречаются с встроенным модулем спутниковой навигации, на первых же маршрутных компьютерах он отсутствовал, все расчеты проводились исключительно внутри системы.
- Среднюю скорость движения в определенный промежуток времени и за весь пройденный маршрут;
- Средний расход топлива автомобиля;
- Длину маршрута до пункта назначения;
- Расчет пройденного расстояния и расстояние всего пути автомобиля;
- Показывает время поездки и рассчитывает время прибытия в указанную точку;
- Вычисление стоимости данной поездки (с учетом цены на топливо);
Это основные параметры которые выводит маршрутный бортовой компьютер. В зависимости от производителя и модели данные параметры могут меняться.
Маршрутные БК в основном обладают символьным жидкокристаллическим дисплеем или OLED индикатором, которые встраиваются в центральную консоль или непосредственно в приборную панель автомобиля.
Маршрутные бортовые компьютеры, установленные самостоятельно, обладают сравнительно меньшим числом функций, чем интегрированные серийные БК, устанавливающиеся производителем автомобиля. Очень часто встроенный маршрутный компьютер совмещается непосредственно с сервисным или управляющим компьютером.
сервисный бортовой компьютер
По свое сути сервисный бортовой компьютер рассчитан на выявления неисправностей в системах и узлах автомобиля, в том числе тех которые возникают в пути. Так же данный вид компьютеров довольно часто именуют диагностическим.
- Полный контроль всей электросистемы автомобиля (освещения, выявления коротких замыканий, утечек тока и т.д.);
- Постоянный контроль тормозной аппаратуры автомобиля, в том числе тормозных колодок;
- Диагностика непосредственно работы автомобиля;
- Хранение данных обо всех возникающих ошибках в автомобиле;
- Постоянный контроль уровня масла во всех агрегатах автомобиля.
Непосредственно диагностический БК как полностью самостоятельная система встречается довольно редко.
управляющий бортовой компьютер
Управляющим бортовым компьютером называется главный блок системы электронного управления автомобилем. Родителем этого блока считается американская компания IBM, он был создан в 80-х годах прошлого века для немецкого производителя автомобилей BMW. Состоять бортовой управляющий компьютер может как из одного, так и нескольких независимых друг от друга цифровых вычислителей, к которым привязаны собственные датчики и механизмы. В последнее время все чаще встречаются в составе общей разветвленной системы.
Перечень основных функций управляющего бортового компьютера:
- Система управления зажиганием;
- Все климатические системы;
- Блок управления АКПП;
- ABS;
- Система управления форсунками;
- Управления скоростным режимом (круиз-контроль).
Также к основным способностям данного вида компьютеров относятся функции определения параметров непосредственно самого двигателя.
В этот перечень входят такие параметры как:
- Температура жидкости охлаждения;
- Давление масла;
- Потребление воздуха;
- Скорость вращения коленчатого вала;
- Регулировка напряжения в электросистеме автомобиля и тока зарядки аккумуляторной батареи;
- Контроль за температурой двигателя и аварийная сигнализация;
- Контроль за превышением максимальной скорости;
- Контроль за использованием ремней безопасности;
И многое другое…
Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля
Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.
Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.
Как повысить ?
Падение и слишком низкое напряжение бортовой сети может быть обусловлено разными причинами. Перед тем, как увеличить напряжение в сети с 5 до 12 Вольт, необходимо убедиться в том, что автомобильный генератор функционирует в нормальном режиме. Если проседание энергии обусловлено неправильной работой, то необходимо произвести демонтаж и ремонт устройства, заменив вышедшие из строя механизмы на новые.
Часто данный параметр падает из-за разряженного аккумулятора, тогда возможно, есть смысл его продиагностировать — проверить на наличие трещин, заменить электролит или . В плане зарядки необходимо учитывать определенные моменты — процедура должна осуществляться с использованием только рабочего зарядного устройства с соблюдением всех правил и нюансов. Подробно эти моменты описаны в статье.
Установка диода в цепь генератора
Если показатель в электроцепи падает, но это не связано с работой генератора или батареи, то своими силами можно осуществить его повышение. Задача заключается в том, чтобы «обмануть» регулятор генератора и заставить его «думать», что в бортовой сети авто еще более низкое напряжение, чем есть на самом деле. Сделав это, генераторное устройство будет восполнять необходимый запас мощности, чтобы выполнить эту задачу, в цепь питания узла необходимо добавить диод. В частности, он должен быть установлен так, как на фото.
Перед тем, как поднять напряжение, которое падает, учтите — важно соблюдать полярность при установке диода. Если полярность будет спутана, ничего не произойдет, но узел не сможет давать нужный заряд
Отметим, что диод должен быть рассчитан на ток не меньше 5 Ампер. Поскольку в процессе работы генераторного узла диод будет нагреваться, оптимальным будет его монтаж на радиаторе.
При выборе диодного элемента необходимо учитывать один нюанс — для германиевых деталей показатель падения напряжения составит около 0.3-0.7 вольт, а для кремниевых — от 0.8 до 1.2 вольт. Это именно то значение, на которое увеличится напряжение в электроцепи. Учитывайте этот момент при выборе, он определит конечный результат. Если напряжение в бортсети падает до 1.2 вольт, а вы будете использовать повышающий диод на 0.3 вольта, то смысла от повышения мощности бортсети будет мало.
При монтаже диодного элемента необходимо сделать так, чтобы провод от него не был установлен внатяг, это будет не совсем удобно. Оптимальным вариантом будет увеличить длину кабеля приблизительно на 2 сантиметра от диода. Так его будет легче вмонтировать в разъем реле напряжения генераторного устройства, а при необходимости демонтажа это будет сделать легче.
Загрузка …
Как проводится выявление кодов ошибок ЭБУ?
Ещё одно преимущество наличия объединённых между собой плотным сообщением большинства чипов в авто заключается в том, что каждый модуль может сообщаться, а иногда даже заменять недостатки в центральном модуле, в котором они хранятся, и может довести их до инструмента диагностики в специализированном сервисном центре.
Это означает, что теперь автомеханикам гораздо проще диагностировать проблемы с автомобилем, особенно периодические проблемы, которые по злорадному совпадению иногда внезапно исчезают, как только Вы приезжаете на диагностику. Как правило, бортовой компьютер автомобиля показывает ошибки в виде 4-х или 5-значных кодов, которые зависят от марки автомобиля, но у всех моделей одной марки машин коды ошибок могут быть общими, а у марок Volkswagen, Audi, Seat и Skoda коды ошибок бортового компьютера также общие. Иногда коды ошибок ЭБУ могут быть доступны и без диагностического инструмента. Например, на некоторых автомобилях при несложных манипуляциях с ключом зажигания можно посмотреть, какую ошибку, к примеру, выдаёт индикатор «Check Engine» — код ошибки блеснёт на мгновение перед тем, как загорится данный индикатор.
Диагностический центр ЭБУ
Развившиеся стандарты связи позволили значительно легче проектировать и строить машины и, кроме того, позволили водителям избавиться от долгого привыкания к новому автомобилю после его замены. Хорошим примером этого упрощения является комбинация приборов автомобиля. Приборы собирают и отображают данные из различных частей автомобиля. Большая часть этих данных уже используется другими модулями в автомобиле. Например, ЭБУ знает температуру охлаждающей жидкости и скорости двигателя. Контроллер КПП знает скорость автомобиля, а контроллер антиблокировочной тормозной системы (ABS) знает, есть проблема с ABS.
Все эти модули просто отправляют эти данные на шину связи. Несколько раз в секунду, ЭБУ принимает пакет информации, состоящей из заголовка и данных. Заголовок — это просто номер, который идентифицирует пакет либо как скорость, либо как показания температуры или одни из множества других данных; и данные число, соответствующее этой скорости или температуре. Приборная панель содержит ещё один модуль, который знает, как показать привычным для водителя образом каждый определённый пакет данных — всякий раз, когда она видит какой-либо поступивший сигнал, она обновляет соответствующий датчик или индикатор новым значением.
Большинство автопроизводителей сами не производят приборные панели, а покупают их полностью собранными у своего проверенного поставщика, который проектирует их по спецификациям автопроизводителя. Это делает работу по проектированию приборной панели намного проще, как для автопроизводителя, так и для поставщика. Автопроизводителю гораздо проще сказать поставщику, как будет управляться каждый датчик. Вместо того, чтобы обсуждать с поставщиком, как конкретный провод будет обеспечивать сигнал скорости и как различное напряжение от 0 до 5 В будет соответствовать скорости в 60 километров в час, автопроизводитель может просто предоставить список пакетов данных. Поставщику, в свою очередь, гораздо проще проектировать приборную панель, потому что ему не нужно знать никаких подробностей о том, как формируется сигнал скорости, или где он и откуда идёт. Вместо этого, приборная панель просто контролирует коммуникационную шину и обновляет датчики, когда получает новые данные.
Эти типы стандартов связи делают очень несложной для автопроизводителей разработку на аутсорсинге и изготовление компонентов: автопроизводителю не придется беспокоиться о деталях, как каждый датчик или индикатор приводится в действие.
2 Штат 110×4-M Zoom
Целый набор диагностических и вспомогательных функций может предложить своему владельцу бортовой компьютер Штат 110×4-M Zoom. Это устройство рассчитано на установку в штатное место на приборной консоли автомобилей ВАЗ 2110-21123 и может отображать до 10 дисплеев, выводимые параметры которых могут быть выбраны непосредственно пользователем. Прибор контролирует внештатные ситуации в работе двигателя, читает коды ошибок ЭСУД и дает их текстовую расшифровку. Кроме того, у бортового компьютера имеется множество информативных сообщений (низкий уровень топлива в баке, время замены расходных материалов, и даже предупредит об окончании срока страховочного полиса).
Одним из самых сильных преимуществ этого БК многие владельцы считают наличие функции «Плазмер», которая облегчает пуск двигателя в морозы. Также весьма полезным является «Тропик», меняющий температуру срабатывания вентилятора системы охлаждения, позволяя более интенсивно прогреть салон. Режим «Форсаж», сбрасывающий настройки работы ДВС до заводских параметров, может использоваться при переходе с одного вида топлива на другой (газ/бензин).
Значок на приборной панели ?
Проверьте крышку топливного бака. Указывает водителю о появлении нового сообщения на дисплее приборной панели или включении другого индикатора. Может напоминать о необходимости выполнения каких-то сервисных функций или сообщать о других проблемах. Сообщает, что водителю нужно обратиться к инструкции по эксплуатации автомобиля, чтобы расшифровать сообщение с дисплея приборной панели. Понижен уровень охлаждающкей жидкости в системе охлаждения двигателя. Неисправность электронной дроссельной заслонки ETC.
Неисправна или отключена система слежения Blind Spot — BSM за невидимыми для водителя зонами вокруг автомобиля. Первый индикатор в некоторых автомобилях может указывать на более серьезные проблемы. Загрязнен и нуждается в замене воздушный фильтр системы впуска двигателя. Поскольку она связана с системами подачи топлива и тормозной, то неисправности в этих системах могут вызвать ее отключение.
Данный индикатор сообщает о неполадках в какой-то из них.
Система стабилизации Stability Control деактивирована. Также она автоматически отключается при горящем индикаторе «Check Engine».
В зависимости от производителя система стабилизации может называться по разному: Обнаружив скольжение колес, при помощи систем тормозов, подачи топлива и управления подвеской выравнивает положение автомобиля на дороге. Задействован полный привод или система нуждается в диагностике. Отключена система итнеллектуальной помощи при экстренном торможении Intelligent Brake Assist — IBA , способная для предупреждения столкновения самостоятельно задействовать тормозную систему при обнаружении препятствия в опасной близости от машины.
Если система не отключена, а индикатор горит — возможно неисправность или загрязнение лазерных датчиков системы. Вся информация с датчиков стекается в бортовой компьютер машины.
Nav view search
В случае какой-либо ошибки, поломки или необходимости сообщить водителю важную информацию автопроизводители предусмотрели на приборной панели большое количество символов и надписей, которые загораются при определенных условиях. К сожалению, большое разнообразие символов на приборной панели путает многих водителей и даже иногда пугает.
Мы собрали для вас более сигнальных значков, которые встречаются в более чем автомобилях. В обзор включены 30 автомобильных марок. Имеется возможность включить следующие функции: Периодически проверяйте омыватели фар, чтобы убедиться, что жидкость подается точно на рассеиватели фар.
Если щетки стеклоочистителя застряли, остановите автомобиль в безопасном месте, выключите зажигание и очистите стекло, чтобы обеспечить беспрепятственную работу стеклоочистителя. Не включайте стеклоочиститель, если стекло сухое, так как это может привести к появлению царапин на стекле или преждевременному износу щеток. Перед включением стеклоочистителя в холодную погоду проверьте, не примерзли ли щетки к стеклу.
При включении стеклоочистителя с примерзшими к стеклу щетками может выйти из строя электродвигатель. Старайтесь не включать омыватель на продолжительное время более 20 секунд. Не включайте омыватель, если бачок для жидкости омывателя пуст. В противном случае может выйти из строя электродвигатель.
Внимание!!! Контрольные лампочки приборной панели!
Периодически проверяйте уровень жидкости в бачке омывателя и доливайте при необходимости. В холодную погоду заливайте в бачок специальную незамерзающую жидкость. Невыполнение этого требования может привести к выходу из строя омывателя, а также к повреждению деталей системы в результате замерзания жидкости. Выключатель обогрева заднего стекла Обогрев заднего стекла можно включить только при работающем двигателе.
Чтобы включить обогрев, нажмите кнопку. Примерно через 20 минут обогрев автоматически отключится. Чтобы выключить обогрев раньше, нажмите на кнопку повторно.
При включении обогрева заднего стекла загорается индикатор, расположенный на кнопке выключателя. Примечание При включении подогрева заднего стекла наружные зеркала заднего вида начинают нагреваться и очищаются от конденсата или льда.
После включения обогревателя заднее стекло нагреется, после чего можно будет включить стеклоочиститель. Обогрев заднего стекла предназначен только для удаления конденсата, а не для растапливания снега на стекле. Перед включением обогрева удалите снег со стекла
Для очистки внутренней поверхности заднего стекла используйте мягкую ткань, осторожно проводя ею вдоль проводников обогревателя
Общие принципы подключения компьютера
В основном бортовой компьютер – это недорогое устройство, но достаточно полезное. Об этом мы уже упоминали. Сейчас мы рассмотрим процесс установки БК в машину.
Если вы еще не покупали устройство, а думаете, что выбрать, обратите внимание на компанию Multitronics и Штат. Мы рассмотрим процесс подключения на примере Multitronics X140
Отметим, что в продаже сейчас есть аналогичная модификация, которая оснащается цветным дисплеем.
К любому бортовому компьютеру нужно подвести следующие провода:
- Питание +12 В.
- Питание при включении зажигания для запуска компьютера.
- Питание, которое появляется при включении габаритных огней. От этого дисплей БК будет гаснуть в темное время суток.
- Масса.
- Сигнал от датчика уровня топлива. Некоторые модификации устройств позволяют не подключать этот провод. Multitronics Х140 вычисляет остаток бензина на основании мгновенного расхода.
- Подключить диагностическую линию от контроллера K-Line.
Для первых четырех пунктов используется 4-контактная колодка, специально предназначенная для подключения БК. Соответственно, достаточно подключить ее с переходниками, которые идут в комплектации с компьютером. Если такой возможности нет, тогда первый пункт подключается от прикуривателя, второй – от замка зажигания, 3 – с лампы подсветки прикуривателя. Масса подключается от корпуса того же прикуривателя.
Очень важно перед любыми действиями с электрической проводкой нужно сбросить минусовую клемму на АКБ. Этим вы обезопасите себя и автомобиль от коротких замыканий и прочих неприятностей
Сигнал датчика остатка топлива берется с указателя уровня бензина. Его расположение можно узнать в соответствии со схемой проводки машины.
Диагностическая линия (K-Line) подключается к колодке ЕВРО-3 в седьмое гнездо.
Если в комплекте с компьютером идет датчик температуры за бортом – он вам не понадобится, так как на ВАЗ-2115 он идет с завода. Комплектный измеритель можно использовать внутри салона, чтобы знать температуру в самой машине.
Информационный дисплей Mitsubishi Lancer X
Информационный дисплей представляет собой электронное устройство, которое отображает информацию о поездке, предупреждающую информацию, уровень яркости освещения панели приборов в следующем виде (рис. 1.9-1.11). Параметры, отображаемые в информационном поле дисплея, приведены в табл. 1.5.
Рис. 1.9. Изображение на дисплее при выключенном зажигании: 1 — символ, сигнализирующий о наличии предупреждающих сообщений: 2 — информационное поле при выключенном зажигании (см. табл. 1.5); 3 — сигнализация о незакрытых дверях Отображение функций переключают нажатием кнопки на панели приборов. Для обнуления параметров средней скорости и среднего расхода топлива нажмите и удерживайте кнопку «INFO» на панели приборов. Значение средней скорости и среднего расхода топлива можно также обнулить в меню «Настройки» (см. ниже). Для изменения настроек информационного дисплея перейдите в меню «Настройки» информационного поля. Для выбора доступны следующие функции: — режим обнуления средней скорости и среднего расхода топлива («AUG»); — выбор единиц измерения расхода топлива («AUG UNIT»); — язык сообщений («LANGUAGE»); — режим работы зуммера; — интервал напоминания об отдыхе водителя («ALARM»); — возврат к заводским установкам («RESET»).
Рис. 1.10. Изображение на дисплее при включенном зажигании (на автомобилях с автоматической коробкой передач или бесступенчатым вариатором): 1 — символ, сигнализирующий о наличии предупреждающих сообщений: 2 — окно индикации системы курсовой устойчивости: 3 — информационное поле при включенном зажигании (см. табл. 1.5); 4 — индикация уровня топлива в баке; 5 — индикация температуры окружающего воздуха; 6 — индикация положения рычага селектора коробки передач
Рис. 1.11. Изображение на дисплее при включенном зажигании (на автомобилях с автоматической коробкой передач или бесступенчатым вариатором): 1 — символ, сигнализирующий о наличии предупреждающих сообщений; 2 — окно индикации системы курсовой устойчивости; 3 — информационное поле при включенном зажигании (см. табл. 1.5); 4 — индикация уровня топлива в баке; 5 — индикация температуры окружающего воздуха
Параметры, отображаемые в информационном поле при включенном зажигании.
Для обнуления средней скорости и среднего расхода топлива войдите в меню «Настройки» и нажатием кнопки «INFO» выберите параметр («AUG»).
. нажмите и удерживайте кнопку «INFO» более 2 с, а затем выберите автоматический или ручной режимы обнуления.
Примечание Обнуление средней скорости и среднего расхода топлива в ручном режиме осуществляется нажатием и удержанием кнопки «INFO» при отображении данного параметра в информационном поле. Обнуление вышеназванных параметров в автоматическом режиме происходит при выключении зажигания более чем на 4 ч.
Для выбора единиц измерения расхода топлива войдите в меню «Настройки» и нажатием кнопки «INFO» выберите параметр («AUG UNIT»).
. затем нажмите и удерживайте кнопку «INFO» более 2 с, выберите нужную единицу измерения и зафиксируйте параметр, удерживая нажатой кнопку «INFO».
Для выбора языка сообщений войдите в меню «Настройки» и нажатием кнопки «INFO» выберите параметр («LANGUAGE»).
. затем нажмите и удерживайте кнопку «INFO» более 2 с, выберите нужный язык сообщений и, удерживая кнопку «INFO», зафиксируйте параметр.
Для выбора режима работы зуммера войдите в меню «Настройки» и нажатием кнопки «INFO» выберите пиктограмму с изображением динамика, нажмите и удерживайте кнопку «INFO» более 2 с, выберите нужный вариант работы зуммера и, удерживая кнопку «INFO», зафиксируйте параметр.
Для выбора периодичности напоминания об отдыхе водителя войдите в меню «Настройки» и нажатием кнопки «INFO» выберите параметр («ALARM»).
. затем нажмите и удерживайте кнопку «INFO» более 2 с, выберите нужную периодичность напоминаний и, удерживая кнопку «INFO», зафиксируйте параметр.
Mitsubishi Pajero 4 – Расположение VIN и номера двигателя
Как и многие другие «японцы» Mitsubishi Pajero 4 прост в поиске криминалистических маркировок, однако проверку столь важных моментов лучше доверить профессионалам.
VIN номер у Pajero
4 расположили прямо на моторном щите, сверху. Благодаря такой локации, можно
без лишней разборки авто выяснить, не переваривалась ли панель целиком. Плюсом
ко всему, полностью открыт доступ для проверки маркировки на наличие шпаклевки
при помощи толщиномера:
Дублирующая металлическая табличка Mitsubishi находится
в той же плоскости, только уже слева по ходу движения и крепится вот на таких
заводских заклепках:
В блоке управления двигателем также нашлось место для информации о первоначальном VIN. Узнать эти данные можно при помощи диагностического сканера.
Номер двигателя Pajero
4 с моторами 3.0, 3.8
Крупных сложностей при поиске номера двигателя Pajero не предоставит – маркировки на агрегатах обычно не гниют и легко доступны прямому взгляду. Бензиновые 6G72 (3.0, 178 л.с.) и 6G75 (3.8, 250 л.с.) несут обозначение на правой стороне, у разъема с коробкой передач, возле выпускного коллектора:
3-литровый дизель 4M41 пронумерован с левой стороны и тоже рядом с разъемом КПП, однако площадка с номером двигателя горизонтальная:
Денис Путков, Autotorque.ru
Расширенные возможности бортового компьютера
Бортовой компьютер Митсубиси Лансер 10 позволяет настроить информацию, выводимую на дисплей. Варианты настройки приведены в таблице ниже.
В верхней части жидкокристаллического экрана расположено место для сигнализации водителя об предупреждениях. Ниже приведена таблица пиктограмм, которые могут появится. Также приведена расшифровка причины появления значка и какие действия автовладельца позволят избавится от предупреждения.
Таблица расшифровки пиктограмм предупреждений и методов их устранения
БК позволяет настроить некоторые параметры по желанию водителя, обеспечивая комфортное пользование. К таким настройка относятся выбор языка, изменение единиц измерения расхода топлива и скорости, яркость подсветки.
Эволюция бортовых компьютеров
Первый автомобильный компьютер появился в 1981-м году. Американская компания IBM разработала электронное устройство, которое впоследствии было установлено на некоторые модели BMW. Спустя 16 лет корпорация Microsoft создала аналог первого устройства – Apollo. Однако эта разработка замерла на стадии прототипа.
Первый серийный онбордер появился в 2000-м году. Его выпустила фирма Tracer (Америка). Штатный компьютер получил популярность благодаря универсальности, а также экономии пространства на центральной консоли авто.
Карпьютеры развиваются в трех основных направлениях. Первое это диагностическое оборудование, второе – маршрутное, а третье – управляющее. Вот их особенности:
- Диагностический. Данное устройство позволяет проверить состояние всех систем машины. Таким оборудованием пользуются мастера СТО. Выглядит он, как обычный компьютер, только на нем установлено программное обеспечение, которое позволяет определить, как работает электроника автомобиля и правильно ли фиксируются показатели датчиков. С помощью такого сервисного оборудования также выполняется чип-тюнинг (о том, что это такое, читайте в отдельной статье). Что касается отдельных диагностических мобильных компьютеров, то такие модели встречаются крайне редко.
- Маршрутный. Если полноценные карпьютеры появились в начале третьего тысячелетия, то маршрутные модификации начали появляться раньше. Первые модификации устанавливались на раллийные машины еще в 1970-х гг. Начиная с первой половины 1990-х, такие устройства начали устанавливаться и в серийных авто. Данная модификация бортовиков призвана вычислять параметры передвижения машины и выводить эти параметры на дисплей. Первые разработки ориентировались только на параметры ходовой части (пройденная дистанция фиксировалась за счет оборотов колес). Современные аналоги позволяют подключить интернет или связаться со спутниками через модуль GPS (о принципе работы gps-навигаторов рассказывается здесь). Такие онбордеры могут показывать время, за которое пройдена определенная дистанция, общий километраж, при наличии карты указать маршрут, какой расход у авто во время движения и по завершении поездки, время, которое понадобится для преодоления определенной дистанции и другие параметры.
- Управляющий. Эта разновидность компьютеров будет установлена на любой автомобиль, в которой имеется инжектор. Помимо микропроцессора, который следит за сигналами, поступающими от датчиков, устройство также подключено к дополнительным механизмам, которые позволяют изменять режимы работы систем и агрегатов. ЭБУ способен изменить время и объем подачи топлива в цилиндры, количество поступающего воздуха, режим фаз газораспределения и другие параметры. Также такой компьютер способен управлять тормозной системой, дополнительными блоками управления (например, автоматической трансмиссии или топливной системы), системой климат-контроля, аварийным тормозом, круиз-контролем и другими системами. Основной блок управления мгновенно определяет такие параметры двигателя, как давление в системе смазки, температуру в системе охлаждения и самого двигателя, количество оборотов коленчатого вала, заряд АКБ и т.д.
Современные бортовые компьютеры могут объединять все перечисленные выше параметры, а могут быть выполнены в виде отдельных устройств, которые можно подключить к сервисному разъему электронной системы транспортного средства.