Ниссан альмера классик 2006

Пример расчёта простой схемы

Пусть, например, требуется включать и выключать светодиод с помощью
микроконтроллера. Тогда схема управления будет выглядеть следующим
образом.

Пусть напряжение питания равно 5 В.

Характеристики (рабочий ток и падение напряжения) типичных светодиодов
диаметром 5 мм можно приблизительно оценить по таблице.

Цвет
Красный 20 мА 1,9 В
Зеленый 20 мА 2,3 В
Желтый 20 мА 2,1 В
Синий (яркий) 75 мА 3,6 В
Белый (яркий) 75 мА 3,6 В

Пусть используется белый светодиод. В качестве транзисторного ключа
используем КТ315Г — он подходит по максимальному току (100 мА) и
напряжению (35 В). Будем считать, что его коэффициент передачи тока
равен (наименьшее значение).

Итак, если падение напряжения на диоде равно , а
напряжение насыщения транзистора то напряжение на
резисторе R2 будет равно . Для
рабочего тока светодиода получаем

Значение сопротивление было округлено, чтобы попасть в ряд
E12.

Для тока управляющий ток должен быть в раз меньше:

Падение напряжения на переходе эмиттер — база примем равным .

Отсюда

Сопротивление округлялось в меньшую сторону, чтобы обеспечить запас по
току.

Таким образом, мы нашли значения сопротивлений R1 и R2.

“Универсальное” электромагнитное реле

Электромагнитное реле является по сути управляемым механическим выключателем: подали на него ток – оно замкнуло контакты, сняли ток – разомкнуло. Контакты являются именно контактами: металлическими “пятаками”, которые прижимаются друг к другу. Именно поэтому такое реле может управлять как нагрузкой постоянного, так и переменного тока. 

Сама катушка реле является неслабой индуктивной нагрузкой, что приводит к дополнительным проблемам (читай ниже), поэтому для управления “голым” реле нам понадобится дополнительная силовая и защитная цепь.

После изучения данного урока вы сами сможете её составить (транзистор и диод), а сейчас мы поговорим о модулях реле: готовая плата, на которой стоит само реле, а также цепи коммутации, защиты и даже оптическая развязка. Такие модули бывают “семейными” – с несколькими реле на борту. Спасибо китайцам за это! Купить можно на Aliexpress, также смотрите варианты у меня в каталоге ссылок на Али.

Такое реле сделано специально для удобного управления с микроконтроллера: пины питания VCC (Vin, 5V) и GND подключаются к питанию, а далее реле управляется логическим сигналом, поданным на пин IN. С другой стороны стоит клеммник для подключения проводов, обычно контакты подписаны как NO, NC и COM. Это общепринятые названия пинов кнопок, переключателей и реле:

  • COM – Common, общий. Реле является переключающим, и пин COM является общим.
  • NO – Normal Open, нормально открытый. При неактивном реле данный контакт не соединён с COM. При активации реле он замыкается с COM.
  • NC – Normal Closed, нормально закрытый. При неактивном реле данный контакт соединён с COM. При активации реле он размыкается с COM.

Подключение нагрузки через реле думаю для всех является очевидным:

Важный момент: катушка реле в активном режиме потребляет около 60 мА, то есть подключать больше одного модуля реле при питании платы от USB не рекомендуется – уже появятся просадки по напряжению и помехи:

Такие модули реле бывают двух типов: низкого и высокого уровня. Реле низкого уровня переключается при наличии низкого сигнала (GND) на управляющем пине . Реле высокого уровня соответственно срабатывает от высокого уровня . Какого типа вам досталось реле можно определить экспериментально, а можно прочитать на странице товара или на самой плате. Также существуют модули с выбором уровня:

На плате, справа от надписи High/Low trigger есть перемычка, при помощи которой происходит переключение уровня.

Электромагнитное реле имеет ряд недостатков перед остальными рассмотренными ниже способами, вы должны их знать и учитывать:

  • Ограниченное количество переключений: механический контакт изнашивается, особенно при большой и/или индуктивной нагрузке.
  • Противно щёлкает!
  • При большой нагрузке реле может “залипнуть”, поэтому для больших токов нужно использовать более мощные реле, которые придётся включать при помощи… маленьких реле. Или транзисторов.
  • Необходимы дополнительные цепи для управления реле, так как катушка является индуктивной нагрузкой, и нагрузкой самой по себе слишком большой для пина МК (решается использованием китайского модуля реле).
  • Очень большие наводки на всю линию питания при коммутации индуктивной нагрузки.
  • Относительно долгое переключение (невозможно поставить детектор нуля, читай ниже), при управлении индуктивными цепями переменного тока можно попасть на большой индуктивный выброс, необходимо ставить искрогасящие цепи.

Важный момент связан с коммутацией светодиодных светильников и ламп, особенно дешёвых: у них прямо на входе стоит конденсатор, который при резком подключении в цепь становится очень мощным потребителем и приводит к скачку тока. Скачок может быть настолько большим, что 15-20 Ваттная светодиодная лампа буквально сваривает контакты реле и оно “залипает”! Данный эффект сильнее выражен на дешёвых лампах, будьте с ними аккуратнее (за инфу спасибо DAK).

При помощи реле можно плавно управлять сильно инерционной нагрузкой, такой как большой обогреватель. Для этого нужно использовать сверхнизкочастотный ШИМ сигнал, у меня есть готовая библиотека. Не забываем, что реле противно щёлкает и изнашивается, поэтому для таких целей лучше подходит твердотельное реле, о котором мы поговорим ниже.

Особенности эксплуатации АКПП DP2

Владельцам Almera следует понимать, что у них в руках руль не кроссовера, и тем более не вездехода, а бюджетного автомобиля, предназначенного для поездок в условиях города или на качественных трассах за его пределами.

Машину с «автоматом» не рекомендуется использовать для экстрима на бездорожье, для неё крайне нежелательна пробуксовка в глубоких сугробах и грязи. Также седан не любит частого стояния в городских пробках, резких рывков с места и агрессивного вождения. И на роль буксировщика других транспортных средств не очень он подходит.

Система охлаждения автоматической коробки передач Nissan Almera слабая, перегрузки провоцируют систематический перегрев этого агрегата и быстрый износ его деталей. Последствия таких поездок вряд ли обрадуют водителя.

Среди неполадок, характерных для «слабых звеньев» коробки DP2, часто встречаются:

  1. Проблемы с соленоидами, которые отвечают за уровень давления в гидросистеме АКПП. Частенько они требуют замены уже в течение первых 100 тыс. км пробега. Во избежание возврата неисправностей желательно установить сразу полный новый комплект этих деталей. Неполадки такого рода обнаруживают себя характерными толчками при переключении режимов коробки.
  2. Выгорание блоков фрикционов, часто вызываемое перегревом АКПП при высоких нагрузках. Частицы этих элементов попадают в масло и засоряют его, что приводит к целому ряду новых неполадок.
  3. Отклонения в работе гидротрансформатора. Они могут проявляться заметными рывками при наборе скорости.
  4. Проблемы с электроникой АКПП. При возникновении сбоев в работе блока управления коробка может перейти в состояние блокировки, и тогда для срочной доставки машины в автосервис уже потребуется помощь эвакуатора.

Что делать дальше

После сборки и первоначальной настройки получаем пару новых устройств в HomeKit (приложении Дом на iPhone). Одно устройство соответствует физическому хабу, а другое – является виртуальной кнопкой.

Именно эта кнопка и будет запускать магию SprutHub. После нажатия на переключатель начинается 30-секундный процесс поиска гаджетов в ZigBee/Z-Wave диапазоне (зависит от подключенного стика).

Умные устройства в режиме сопряжения находятся системой и подключаются к умному дому. И это весь процесс сопряжения новых устройств. Это даже проще и быстрее, чем самый удобный на данный момент способ подключения гаджетов от Apple.

Процесс сопряжения гаджетов с хабом выглядит следующим образом:

Вам не придется сканировать QR-код на коробке гаджета или искать эту коробку через год, когда она потеряется, а устройство нужно будет переподключить к другому хабу, не нужно вводить специальные коды, выбирать гаджеты из списка или загружать дополнительные плагины в приложении.

Еще раз повторю: весь процесс сопряжения нового гаджета заключается в нажатии на переключатель поиска из приложения Дом и зажатии кнопки сопряжения на самом устройстве. Вот это действительно умный дом в лучших традициях Apple.

Коварный гидроблок

Пожалуй, главным элементом автоматической коробки передач автомобиля Nissan Almera является гидроблок. Его состояние принципиально влияет на качество работы всей АКПП, а ломается это устройство преимущественно по следующим причинам:

  • приведение автомобиля в движение сразу после запуска мотора в зимнюю пору;
  • перегрев коробки передач;
  • некорректная работа маслоприёмника.

Ощутимая вибрация и скрежет, сопровождающие процесс переключения скоростей, служат верными признаками отказа гидроблока. На это же намекают рывки, стуки и осечки в коробке передач. Но по-настоящему выявить такую неполадку можно, только разобрав «автомат».

При этом ремонтировать гидроблок некоторые СТО не желают вовсе. Отказ аргументируется сложностью установки новых пружин и клапанов или невозможностью починить блок соленоидов. Ну, а мастера, не испугавшиеся такой работы, снимают плиту гидроблока с автомобиля, затем очищают её и купают в ультразвуковой ванне.

После замены вышедших из строя комплектующих на новые устройство собирают, проверяют правильность его компоновки и работоспособность. Затем агрегат возвращают на машину, АККП заправляют маслом и тестируют гидроблок в разных режимах.

Заключение

Nissan так и не назначил преемника для российского Almera. Кто-то прочит на это место компактный кроссовер Kicks, претендентом считается и семиместный внедорожник Terra.

Между тем, хорошим вариантом может стать покупка бюджетного G15 с АКПП на вторичном рынке. При этом стоимость ремонта установленного на нём «автомата» будет зависеть от того, как бережно автовладелец относится к своей машине, а также насколько регулярно он возит её на техобслуживание. И если не устраивать на этом седане гонки по пересечённой местности, то от его коробки передач, даже с пробегом, стоит ожидать ещё долгих километров пути.

Видео про Nissan Almera Classic:

Транзистор Дарлингтона

Если нагрузка очень мощная, то ток через неё может достигать
нескольких ампер. Для мощных транзисторов коэффициент может
быть недостаточным. (Тем более, как видно из таблицы, для мощных
транзисторов он и так невелик.)

В этом случае можно применять каскад из двух транзисторов. Первый
транзистор управляет током, который открывает второй транзистор. Такая
схема включения называется схемой Дарлингтона.

В этой схеме коэффициенты двух транзисторов умножаются, что
позволяет получить очень большой коэффициент передачи тока.

Для повышения скорости выключения транзисторов можно у каждого соединить
эмиттер и базу резистором.

Сопротивления должны быть достаточно большими, чтобы не влиять на ток
база — эмиттер. Типичные значения — 5…10 кОм для напряжений 5…12 В.

Выпускаются транзисторы Дарлингтона в виде отдельного прибора. Примеры
таких транзисторов приведены в таблице.

Модель
КТ829В 750 8 А 60 В
BDX54C 750 8 А 100 В

В остальном работа ключа остаётся такой же.

Как можно снизить расход горючего на исправном автомобиле?

Перечислим основные советы, которые помогут вам реально сэкономить топливо при условии, что Ваша Альмера в полном порядке.

Уменьшите вес и обслуживайте автомобиль

Каждые 500 кг массы автомобиля требуют топлива на год около 700 л. Это при условии нормальной эксплуатации в 20 тыс. км пробега в год. Т.е., машина весом в 1 тонну за год «скушает» примерно 1,4 тонны горючего. Автомобиль массой 1,5 т сожжёт  2,1 т.

Расход топлива

Старайтесь по максимуму разгрузить свою Альмеру. Каждые лишние 50 кг груза обеспечивают перерасход горючего на 2%.

Альмера нуждается в регулярном обслуживании. Исправный, но неотрегулированный механизм увеличить расход горючего на 10% и больше.

В колесах должно быть нормальное давление. Лишь один из трёх автомобилистов следит за этим, большинство ездит на полуспущенных шинах. При этом снижение давления на четверть увеличивает расход топлива минимум на 3%. Давление в колёсах измеряется только, когда машина полностью остывшая. Потому что даже после непродолжительной езды шины разогреваются, и давление в них повышается.

Развал-схождение должно быть правильно отрегулировано, нужно всё время следить.

Охлаждение и окна

Кондиционер отличается хорошим аппетитом и увеличивает расход топлива на 10%.

Открытые окна нарушают аэродинамику при скорости более 50 км ч. Точную величину перерасхода указать невозможно, т.к. она зависит от скорости машины и от степени открытия окон, но величина эта существенна.

Стиль вождения

После каждого торможения требуется разгон, и на это уходит повышенное количество горючего. Если вы видите неизбежность торможения, уберите ногу с газа, двигайтесь накатом и откажитесь от привычки активно тормозить.

Откажитесь также от привычки во время движения  держать ногу на тормозной педали.

При необходимости удерживать автомобиль на склоне, используйте ручной тормоз, а не сцепление и акселератор.

Расход топлива

Научитесь правильно выбирать передачу. Если передача повышена, то нормально разогнаться не получится, как бы Вы ни давили на педаль газа. Вы только зря пережжёте горючее. А после достаточного разгона нужно сразу убрать повышенную передачу.

Самый экономный стиль езды – плавный и медленный, откажитесь от привычки резко тормозить и срываться с места. Часто так ведут себя в пробках, когда стараются вырваться вперёд и никого не пропустить перед собой.

По утрам не нужно полностью прогревать двигатель. Отправляться в путь можно сразу же, как только указатель температуры сдвинулся с места. Просто ехать нужно медленно, не слишком усердно нажимая на педаль газа, пока двигатель не разогреется полностью.

Старые автомобили — не для гонок. У машин производства восьмидесятых годов при 110 км/ч расход горючего на четверть больше, чем при 90 км/ч.

Нужно глушить мотор каждый раз при остановках больше 1 минуты. Поймите, что чем чаще Вы жмёте педаль газа, тем больше вы сжигаете топлива.

Не забывайте о том, что любое падение мощности мотора автоматически вызывает увеличенную подачу топлива, по какой бы причине это ни произошло.

Старайтесь избегать пробок в часы пик, потому что движение на полусцеплении значительно увеличивает расход горючего.

Двуступенчатая схема включения реле безопасности

Рассмотрим схему посложнее. Это перерабатывающая линия, тут вероятность получить травму гораздо выше, поэтому и меры безопасности соответствующие.

Тут реализовано двухступенчатое включение цепей безопасности. Сначала через кнопку «Сброс», как в первой схеме, а потом через «Пуск». Применяются два модуля. Первый собирает свою цепь, второй собирается первым и другими цепями.

Omron G9SA-1. Двуступенчатея схема безопасности. Первая ступень

Тут три кнопки сброса аварии, просто они установлены в разных частях машины. Аварийные цепи – это три кнопки “Аварийный останов”, соединенные последовательно. Причём, каждая кнопка содержит по 2 НЗ контакта, каждый из которых входит в свою независимую цепь безопасности – 1.1 и 1.2.

Создание двух цепей значительно повышает надежность и вероятность правильной работы схемы.

Кроме того, пока не включится первый модуль безопасности, на второй не поступит даже питание.

Вторая ступень:

Omron G9SA-2. Двуступенчатая схема безопасности. Вторая ступень

Во вторую аварийную цепь (обозначена как Авария 2) входит первая цепь (провода 13410 и 13411), концевые защитных барьеров (SQ11, SQ12) и световые барьеры, которые можно замутировать байпасом (провода 1523, 1524).

Кнопка “Сброс” тут названа “Пуск”, т.к. фактически (логически) это так. Первый “Сброс” – это как предварительный пуск, второй “Сброс” – поехали!

Если тут всё собирается, контроллер информируется об этом, и питание (0V) подается на контакторы силовых цепей.

А как же тепловые цепи? В современной аппаратуре считается, что контроллер в состоянии надёжно отследить срабатывание мотор-автоматов и остановить машину, если это заложено в программе.

Хотя, бывает и так, что тепловая цепь заводится в аварийную, далее по схеме.

Какие преимущества дает SprutHub

Веб-интерфейс, который будет доступен в ближайшее время в любом браузере

Всего за пять-семь минут мне удалось перевести на новый хаб полтора десятка своих ZigBee гаджетов от Xiaomi/Aqara.

Управлять гаджетами можно через родное приложение Дом на iPhone, iPad или Mac. Можно использовать более удобное и приятное приложение SprutHome, которое разрабатывается теми же ребятами и изначально заточено под все фишки хаба.

Кроме этого вы можете запустить веб-интерфейс, которые дает все возможности мобильного приложения через браузер на большом экране компьютера. То есть управлять хабом получится через любой мобильный гаджет или компьютер без привязки к производителю или операционной системе. Это и есть первый значимый плюс решения.

Если сравнивать SprutHub с тем же хабом от Aqara, то вам не придется наблюдать тормозящее и долго загружающееся приложение Mi Home либо ограничиваться утилитой Дом на iPhone, в которое при этом пробрасываются далеко не все гаджеты от Xiaomi.

Просто посмотрите на скорость передачи сигнала от хаба к умной лампочке (смотреть со звуком):

Второй ключевой фишкой является именно быстрое и простое подключение устройств, о котором уже рассказывал выше. На данный момент таким способом можно подключить более 200 ZigBee устройств или почти 100 Z-Wave гаджетов от разных производителей.

В перечень входят самые популярные и распространенные на рынке умные гаджеты, все новые устройства быстро появляются в списке поддерживаемых, а при необходимости пользователь сможет добавить поддержку неизвестного устройства самостоятельно.

На данный момент хаб сможет подключиться к самым распространенным умным гаджетам с соответствующим протоколом связи, которые есть у вас в доме. Один стик уже сейчас уверенно держит связь с 250 устройствами! Разработчики уверяют, что это не предел.

Возможность работы с большинством гаджетов, которые доступны на рынке – это следующая фишка хаба. Практически каждый производитель умной электроники пытается запереть пользователя в своей экосистеме и не поощряет покупку сторонних устройств.

Для работы обязательно требуется фирменный хаб, а если и разрешат совместить гаджеты других производителей, то подключение будет происходить через пару облачных серверов с потерями сигнала и долгим временем отклика. SprutHub лишает вас данного недостатка и позволяет пользоваться любыми понравившимися гаджетами без привязки к компании производителю.

При этом будет поддерживаться все возможности умных устройств, сохранение их настроек и обновление ПО.

Раз уж заговорили про облака, то здесь есть еще одно неоспоримое преимущество собранного нами хаба. Все сценарии автоматизации, команды для взаимодействия гаджетов и управления устройствами будут осуществляться на SprutHub локально. Никаких сторонних серверов, облаков и подключения через интернет.

Вся электроника в доме будет управляться вне зависимости от наличия подключения к сети, облачный коннект потребуется лишь для работы голосовых ассистентов, но это ограничения последних. Алиса и Сири даже в нативных устройствах не работают без подключения к сети.

А еще готовая система умеет настраивать группы гаджетов и даже создавать виртуальные устройства. Это может пригодиться в разных сценариях использования.

Например, можно объединить несколько умных лампочек в комнате в одно виртуальное устройство, которое станет единым выключателем или кнопкой для настройки их цвета либо яркости.

Можно и вовсе создать виртуальное устройство, которого у вас нет физически, из разных умных гаджетов. Например, термостат из термометра и розетки или увлажнитель из выключателя и датчика влажности. Для таких гаджетов полностью задается логика работы, пороги срабатывания или отключения. Круче всего, что подобные виртуальные устройства будут отображаться в приложении для управления (в том числе и HomeKit) в качестве реального термостата или увлажнителя.

За время тестирования хаб показал себя с самой лучшей стороны, никаких задержек, потерь соединения или отваливающихся устройств не обнаружено. Разработчики в тестах нагружают систему по максимуму и заверяют, что ZigBee-стик точно не станет узким местом во время передачи команд другим умным гаджетам, скорее “запнется” роутер или Wi-Fi маршрутизатор.

Драйвер полевого транзистора

Если всё же требуется подключать нагрузку к n-канальному транзистору
между стоком и землёй, то решение есть. Можно использовать готовую
микросхему — драйвер верхнего плеча. Верхнего — потому что транзистор
сверху.

Выпускаются и драйверы сразу верхнего и нижнего плеч (например,
IR2151) для построения двухтактной схемы, но для простого включения
нагрузки это не требуется. Это нужно, если нагрузку нельзя оставлять
«висеть в воздухе», а требуется обязательно подтягивать к земле.

Рассмотрим схему драйвера верхнего плеча на примере IR2117.

Схема не сильно сложная, а использование драйвера позволяет наиболее
эффективно использовать транзистор.

Почему в контрольных цепях нужно применять нормально закрытые контакты

Чтобы проверить нормально открытый контакт, нужно его активировать, то есть нажать. Только тогда станет ясно, замкнулся он или нет. Исправен он, или нет.

А в нормально закрытых контактах через сам контакт постоянно протекает ток, принимая участие в работе схемы. Если нажать на кнопку с нормально закрытыми контактами, она разомкнется. То же самое произойдет, если эти контакты будут неисправны – схема просто-напросто не будет работать. Иными словами, НЗ контакты сами себя проверяют, чего не скажешь о НО контактах.

Иногда происходит путаница в понятиях НЗ и НО применительно к принципам работы конкретных устройств. Например, тепловые реле. В нормальном состоянии НЗ контакт у него замкнут (так же, как у кнопки «Аварийный СТОП»). Контакт размыкается, когда ток через тепловое реле превышает допустимый. И на схемах эти контакты обозначают как нормально замкнутые. Тут всё понятно.

Путаница начинается, когда заходит речь о мотор-автоматах и защитных автоматах. В НОРМАЛЬНОМ состоянии все контакты, в том числе и контакт тепловой цепи у него разомкнуты. Однако, в РАБОЧЕМ состоянии все контакты у него замкнуты, иначе схема не будет работать. Но на схемах все контакты обозначают именно в НОРМАЛЬНОМ состоянии, то есть разомкнутые.

Ясно, чтобы параллельно (одновременно) работали несколько НЗ контактов, их надо включить последовательно. А несколько НО – параллельно. К слову, иногда встречаются и НО аварийные кнопки. Через них в случае аварии подаётся питание на реле с НЗ контактами. Не рекомендую.

Про различные виды контактов также рассказываю с статье про характеристики и применение датчиков.

Примеры симисторов

Примеры симисторов приведены в таблице ниже. Здесь — ток удержания,
— максимальный ток, — максимальное напряжение,
— отпирающий ток.

Модель
BT134-600D 10 мА 4 А 600 В 5 мА
MAC97A8 10 мА 0,6 А 600 В 5 мА
Z0607 5 мА 0,8 А 600 В 5 мА
BTA06-600C 25 мА 6 А 600 В 50 мА

Реле

С точки зрения микроконтроллера, реле само является мощной нагрузкой,
причём индуктивной. Поэтому для включения или выключения реле нужно
использовать, например, транзисторный ключ. Схема подключения и также
улучшение этой схемы было рассмотрено ранее.

Реле подкупают своей простотой и эффективностью. Например, реле
HLS8-22F-5VDC — управляется напряжением 5 В и способно коммутировать
нагрузку, потребляющую ток до 15 А.

Главное преимущество реле — простота использования — омрачается
несколькими недостатками:

  • это механический прибор и контакты могу загрязниться или даже привариться друг к другу,
  • меньшая скорость переключения,
  • сравнительно большие токи для переключения,
  • контакты щёлкают.

Часть этих недостатков устранена в так называемых твердотельных
реле. Это,
фактически, полупроводниковые приборы с гальванической развязкой,
содержащие внутри полноценную схему мощного ключа.

Заключение

Таким образом, в арсенале у нас достаточно способов управления
нагрузкой, чтобы решить практически любую задачу, которая может
возникнуть перед радиолюбителем.

Полезные источники

  1. Хоровиц П., Хилл У. Искусство схемотехники. Том 1. — М.: Мир, 1993.
  2. Управление мощной нагрузкой переменного тока
  3. Управление мощной нагрузкой постоянного тока. Часть 1
  4. Управление мощной нагрузкой постоянного тока. Часть 2
  5. Управление мощной нагрузкой постоянного тока. Часть 3
  6. Щелкаем реле правильно: коммутация мощных нагрузок
  7. Управление мощной нагрузкой переменного тока
  8. Управление MOSFET-ами #1
  9. Современные высоковольтные драйверы MOSFET- и IGBT-транзисторов
  10. Ключ на плечо! – особенности применения высоковольтных драйверов производства IR
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоДиск
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: