Взаимодействие водителя и сотрудника ГИБДД
В интернете множество противоречивой информации о том, как должен вести себя водитель при встрече с гаишником. Многие автолюбители пытаются «качать права», не имея на то оснований. Есть и другая крайность – испуганный водитель. Они готовы дать обыскать не только авто, но и личные вещи, полагая, что представитель закона имеет на это право. Ни первое, ни второе поведение не будет правильным.
Взаимодействие водителя и сотрудников ГИБДД на дороге регулирует закон. Приказ МВД России от августа 2017 года за № 664 утвердил административный регламент, в котором подробно изложены права и обязанности обеих сторон.
Полицейский имеет право остановить машину в следующих случаях:
- при нарушении водителем ПДД;
- для проверки документов, если есть основания подозревать водителя, пассажиров иди ТС в причастности к совершению действий, которые нарушили законы РФ;
- для проверки авто на предмет угона, если есть ориентировка на аналогичную марку машины;
- для опроса водителя и\или пассажиров как свидетелей ДТП, преступления;
- чтобы попросить оказать помощь пострадавшим в ДТП или сотрудникам правоохранительных органов (например, попросить быть понятыми).
Без веской причины остановить машину, чтобы посмотреть под капот, нельзя.
В случае законной проверки, согласно регламенту (п. 93.1) сотрудник ДПС имеет право дополнительно провести:
- сверку идентификационных номера двигателя (кузова) с документами на авто;
- соответствие технического состояния машины предъявленным документам и требованиям безопасности;
- осмотр или досмотр (а это принципиально разные действия) автомобиля, его «внутренностей», личных вещей водителя и его самого.
Инспектор уполномочен вежливо попросить водителя выйти из машины, объяснив основания. Водитель, в свою очередь, имеет право визуально контролировать манипуляции правоохранителей, проводить фото и видеосъемку.
В ином случае действия сотрудника ГИБДД можно квалифицировать как самоуправство (ст. 19.1 КоАП).
Осмотр или досмотр автомобиля?
Осмотр автомобиля проводится снаружи на предмет повреждений внешней его части. Водитель при этом может не выходить из авто, а инспектор не обязан составлять протокол или объяснять мотивацию его проведения. Двери машины, капот и багажник открывать не нужно.
Досмотр – это почти обыск, но без нарушения конструкции авто. Проводится под протокол, с участием двух понятых или с видеофиксацией. При досмотре от водителя требуется обеспечить свободный доступ в салон (в том числе и к личным вещам), в багажник, под капот. Сверка идентификационных номеров ТС относится к досмотру, поскольку влечет за собой доступ гаишника к «внутренностям» авто.
Как избежать проблем при такой просьбе госавтоинспектора
Чтобы не разгребать неприятности из-за неправильных действий при общении с сотрудником ГИБДД, лучше изначально действовать обдуманно:
- Первым делом нужно ознакомиться с документами сотрудника ГИБДД, ведь на дорогах часто стали орудовать мошенники. Да и госавтоинспектор поймет, что перед ним дотошный автовладелец, с которым лучше лишний раз не связываться.
- Попросить госавтоинспектора объяснить, в чем причина столь сильного желания попасть под капот.
- Для визуального осмотра не нужны ни свидетели, ни понятые, потому стоит самому поучаствовать в данном процессе и предоставить инспектору документы на авто.
- Если просьба открыть капот остается актуальной, то нужно попросить предоставить двух понятых для досмотра, поскольку открытие капота предполагает нарушение целостности конструкции авто, значит, попадает под регламент ст. 27.9, является досмотром и требует наличия минимум двух свидетелей.
- Искать понятых – обязанность инспектора, а без них проводить проверку неправомерно.
- Не поднимайте капот, пока сотрудник ГИБДД не начнет составлять протокол досмотра в присутствии свидетелей
- Если автоинспектор обнаружит дополнительное оборудование, не предусмотренное изготовителем, или возникнут претензии по иному поводу, нужно требовать официального составления акта досмотра с описанием обнаруженных нарушений.
Препятствование просьбам инспектора не гарантирует на 100%, что водителю удастся избежать открытия капота и сверки номеров. Надо понимать, что подобные действия только растягивают процесс проверки. Хотя практика показывает, что просьба открыть капот – это лишь предлог для более глубокой и доскональной проверки автомобиля, потому рассчитывать на скорое завершение данного процесса не стоит.
Видео по теме:
Как быть если страж порядка не соблюдает закон?
Патрульный, самовольно начавший досмотр автомобиля и игнорирующий призывы соблюдать закон, может повергнуть в ступор не только новичка — автолюбителя, но и опытного «водилу» с многолетним стажем. При этом незаконное поведение служителя порядка не должно оставаться без внимания — следует сразу же набрать экстренный номер полиции 02 (или 102 с мобильного).
Однако препятствовать таким противоправным действиям инспектора не стоит — вы можете спровоцировать агрессию, драку или неадекватное поведение по отношению к себе.
Лучше всего спокойно вести видеосъемку происходящего, при этом попытавшись привлечь внимание случайных свидетелей обыска или незаконного досмотра. Конечно же, на КПП в окрестностях города найти свидетелей будет намного легче, чем в глуши полей и лесопосадок, где очень часто и промышляют «гаишники»
Чтобы доказать вину инспектора, следует подать заявление в прокуратуру в течение 10 календарных дней с момента происшествия. При этом весомыми доказательствами происходившего могут стать материалы видеосъемки и свидетельские показания очевидцев.
Скачать образец жалобы на незаконный досмотр автомобиля.
Очень важно не провоцировать работника ГИБДД, не спорить с ним и не разжигать конфликт. При разговоре вы должны быть максимально сдержанным и спокойным, причем, аргументированно доказывать свою правоту
Важно, чтобы патрульный понял, что вы контролируете ситуацию, осведомлены в вопросах законодательства и уверенны в своей правоте.
При этом излишние эмоции только усугубят напряженную ситуацию и могут стать причиной серьезного конфликта. Общаться с инспектором следует по человечески – это поможет избежать недоразумений, серьезных разборок в суде и доказательства своей правоты. Однако если дело дошло до суда – следует обзавестись хорошим адвокатом и посвятить его во все тонкости произошедшей ситуации.
Также вы можете получить бесплатную консультацию от автоюриста на нашем сайте.
Что делать при нарушении инспектором полномочий
Если водитель слышит требование открыть багажник, но при этом представитель ГИБДД не объясняет причину и не выполняет требования проведения процедуры досмотра, то в таком случае необходимо спокойно и с уверенностью в голосе объяснить, что действия инспектора, с точки зрения закона, классифицируются как самоуправство.
Обычно этого достаточно, но в редких случаях сотрудники ГИБДД могут вступить в словесную перепалку, пытаясь вынудить водителя под психологическим давлением выполнить незаконные требования. В таких случаях требуется немедленно звонить в 02 или на экстренный номер ближайшей прокуратуры, оповестив дежурного о правонарушении и указав ФИО остановившего инспектора, а также номер его служебного удостоверения.
Если полицейский игнорирует нормы законодательства, занимаясь самоуправством, то водителю требуется сохранять спокойствие, чтобы своим эмоциональным поведением не спровоцировать новый конфликт. Наиболее целесообразным в таких ситуациях будет фиксация происходящего. Владельцу транспортного средства необходимо записать номера служебных жетонов, фамилии и имена инспекторов, а также зафиксировать незаконный досмотр на камеру смартфона или видеорегистратора. Вести видеосъемку в таких случаях законом разрешается, поэтому просьбы сотрудников ГИБДД прекратить запись можно смело игнорировать.
В некоторых случаях сотрудники ДПС требуют открыть багажник, а заодно показать аптечку и огнетушитель. Если водитель хранит, к примеру, огнетушитель в багажнике, то, растерявшись, он вполне может выполнить незаконное требование.
Важно! В законодательстве РФ нет норм, наделяющих инспектора правами требовать от водителя демонстрации аптечки или огнетушителя. Поэтому, услышав такое требование, следует указать инспектору на незаконность его действий, попросив предъявить выдержки из действующего законодательства, где написано, что сотрудники ГИБДД обладают правом осмотра аптечки или огнетушителя
Поэтому, услышав такое требование, следует указать инспектору на незаконность его действий, попросив предъявить выдержки из действующего законодательства, где написано, что сотрудники ГИБДД обладают правом осмотра аптечки или огнетушителя.
Услышав со стороны водителя обвинения в незаконности требований, нечестные на руку сотрудники ГИБДД могут задержать транспортное средство, якобы «до выяснения обстоятельств». Такими действиями обычно вынуждают водителей пойти на уступки, чтобы скорее разрешить ситуацию. Ни в коем случае не следует идти на поводу. Если инспектор затягивает время, то необходимо указать – он своими действиями ограничивает владельца в управлении своим транспортным средством, а это прямое нарушение законодательных норм, что предусматривает административную ответственность и соответствующую отметку в личном деле.
Что делать?
Если инспектор решил устроить вам полную проверку, можно создать инспектору некоторые сложности:
- Попросите сотрудника ГИБДД назвать вам пункт законодательства, согласно которому водитель должен открыть капот. Вполне вероятно, что вы, как водитель, можете не знать о своей обязанности, поэтому сотрудник ГИБДД должен вас убедить и доказать вам, что он действительно имеет право. Но если инспектор начнет нести что-то невнятное, вы можете почувствовать себя на высоте. Хотя вряд ли это полностью освободит от обязанности открывать капот.
- После предложения открыть капот, предложите инспектору найти двух понятых, которые должны участвовать при досмотре автомобиля. Эта обязанность закреплена в ст. 27.9. Причем поиском понятых должен заниматься инспектор, а не водитель. Тут возникает вопрос, является ли открытие капота досмотром. В законе сказано, что понятые нужны при нарушении конструктивной целостности автотранспорта. А соответственно, открытие крышки капота подходит под это понятие. Если же инспектор настаивает, что это будет осмотром, а не досмотром, то объясните ему, чтобы он не путал данные понятия. Так как визуальный осмотр не включает необходимость водителя производить какие-либо манипуляции с автомобилем. Поэтому он может любоваться капотом снаружи, сколько ему вздумается.
- Также в регламенте прописывается, что инспектор может предложить водителю выйти из ТС для сверки номера авто. А соответственно, это право прошения не является обязанностью водителя. Поэтому вы, как водитель, можете только дернуть рычаг, чтобы открыть капот. А все остальные действия должен проводить инспектор сам. Но далеко не многие инспекторы захотят пачкать руки об чужие грязные капоты.
Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке. Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.
Денег нет!
О том, как привлекать к себе деньги, в общих чертах уже ясно. Теперь немного о том, чего категорически нельзя делать:
- Никогда не называйте свой заработок завышенным другим людям, и, тем более, не хвастайтесь случайным выигрышем в лотерею или большой премией. Такими действиями вы разрушаете денежную энергию.
- Никогда не говорите: «у меня денег нет». О позитивном настрое я уже упоминал выше, но вот именно такая фраза никогда не позволит вам стать богатым. Мало того, что вы отпугиваете от себя деньги, так еще и свое подсознание вы настраиваете на устойчивую бедность, а повторяя такую фразу очень часто и год от года, вы будете постоянно в долгах и в нищете – оно вам надо? Не жалуйтесь, а констатируйте факт: на данный момент мне не хватает 1000 рублей, чтобы купить себе пылесос, но она у меня будет через неделю. Увидите, она у вас появится!
Откуда берется стресс и что он с нами делает
«Если бы все были одинаково бедны, это вызывало бы не так много переживаний, как неравномерное распределение ресурсов. Мысли из серии „у меня меньше, чем у других“, „моя семья хуже всех“ могут быть даже более сильным стрессором, чем низкий доход как таковой, и вызывать чувство стыда и желание скрыть свое незавидное материальное положение.
При этом даже семьи со средним достатком и выше демонстрируют меньшую удовлетворенность жизнью, если их соседи зарабатывают больше.
Длительное пребывание в ситуации, которую сложно изменить (нередко — в силу объективных причин), может привести к состоянию, известному в психологии как „эффект выученной беспомощности“.
Впервые его описал Мартин Селигман в результате опытов над собаками. Если животное какое-то время бить током и не позволять ему избежать такого воздействия, оно „смирится“ с тем, что всё равно не может ничего сделать. И когда в следующей серии экспериментов тех же собак помещают в новые условия: стенка клетки опускается ниже, так что они способны перешагнуть ее и выйти, — подопытные уже не ищут спасения, потому что привыкли терпеть.
Так и люди начинают действовать по принципу «я всё равно ничего не могу изменить» и перестают пытаться.
У реакции стресса есть интересная особенность: в хронической форме она начинает мешать нам выйти из неприятной ситуации. Эмоциональные и физические ресурсы иссякают, мышление становится туннельным — мы видим ограниченное количество вариантов, и нам сложно найти решение».
«Люди с психиатрическими нарушениями: депрессией, тревожностью и другими — очень чувствительны к стрессу, к психологическому воздействию. Если у человека есть предрасположенность к шизофрении, то проявляется она нередко как раз в периоды таких потрясений».
«Продолжительность жизнь напрямую зависит от финансового благополучия.
В чем может скрываться подвох осмотра подкапотного пространства
Когда госавтоинспектор высказывает подобные просьбы, у автолюбителей возникает стойкое убеждение, что нужно ждать какого-то подвоха. Проблемы действительно могут возникнуть, но только в определенных случаях:
- Установлено нештатное оборудование вроде ксенона.
- Серийные номера на агрегатах спилены, не читаются, либо вы вообще не знаете, где они располагаются.
Переживать по поводу досмотра не стоит, если у вас под капотом все отлично и агрегаты стоят еще с заводской сборки. Инструментальный досмотр ТС в дорожных условиях автоинспектору произвести будет невозможно, а направление на прохождение диагностики он может выписать только при наличии грубейших нарушений.
Водитель всегда может отказать сотруднику ГИБДД в подобной просьбе, причем даже не объясняя причин. Но насколько оправдан подобный шаг.
- На многочисленных форумах автовладельцев можно найти массу информации по таким ситуациям. Большинство водителей, столкнувшиеся с просьбой госавтоинспектора открыть капот, отмечают, что на этом проверка не ограничивается. Как правило, сотрудник ГИБДД находил причину для придирки в виде незначительной неисправности. Особенно часто это срабатывало со старыми отечественными авто или иномарками.
- Некоторые водители рассказывали, что в случае слишком грязного, нечитаемого номера ВИН некоторые инспекторы пытались эвакуировать ТС на штрафстоянку до выяснения обстоятельств. Но в итоге сверка производилась прямо на дороге путем идентификации номеров в салоне машины.
Категоричный отказ в доступе под капот может вызвать у инспектора серьезные подозрения, в результате чего тот максимально будет затягивать процесс проверки.
Что говорит закон?
Сотрудник патрульной службы может в соответствии с Административным регламентом потребовать открыть багажник или капот. Но в таком случае чаще всего осмотр (внешнее изучение транспорта) переходит в досмотр (исследование содержимого изнутри). Это подразумевает другую, усложненную процедуру. В пределах простого осмотра инспектор также может попросить открыть багажник, но это не имеет особого смысла и ограничивает его в дальнейших действиях. К примеру, во время осмотра водитель не должен выходить из машины, а патрульный не в праве требовать объяснений происхождения тех или иных предметов в багажнике. Все, что он может сделать, — это осмотреть, сверить маркировку и ничего не трогать и не доставать из кузова. В целом, полицейский может потребовать доступ к капоту или багажнику для следующих целей:
- Сверить маркировку деталей;
- Удостовериться в соответствии перевозимого груза тому, который указан в документах (только для грузовых авто);
- Проверить на соответствие по ориентировке;
- Обнаружить техническую неисправность в машине, признаки которой повлекли к остановке полицией.
Если сотрудник ДПС допрашивает о происхождении содержимого кузова, осматривает груз легкового гражданского авто, то процедура переходит в досмотр. Его можно проводить только в присутствии незаинтересованных понятых, присутствие которых обеспечивает инспектор, и видеофиксации происходящего. Если же полицейский проводит вышеупомянутые действия под предлогом осмотра без какой-либо съемки, то это является правонарушением со стороны сотрудника. В такой ситуации следует сообщить в полицию о незаконном проникновении в машину, назвав должность и фамилию инспектора. Результаты обеих процедур (досмотра и осмотра) описываются в акте, в котором указывается причина их проведения. Водителю следует проследить, чтобы в документе значилась та же причина, которую патрульный называл перед началом осмотра.
Где ждать подвоха
После такой просьбы от инспектора возникает закономерный вопрос – а зачем ему это надо? У сотрудников ДПС есть такое право, но водитель может отказать, и за отказ открыть капот ему не придется отвечать.
- Проверка VIN-кода вполне выполнима и без проникновения под капот ТС, номерные знаки прочих агрегатов разобрать и рассмотреть в дорожных условиях крайне сложно, а порой невозможно.
- Озвучив просьбу открыть капот, инспектор должен сослаться на определенный закон, объясняющий подобные действия, к примеру, при наличии подозрений на угон авто.
- Хоть удовлетворять просьбу ГИБДД-шника водитель не обязан, лучше сделать это. На осмотр уйдет всего пара минут, а при отказе инспектор может организовать более тщательную проверку документов и пр.
К чему же может привести допуск госавтоинспектора под капот автомобиля? Если все номера читаются, а дополнительного оборудования, непредусмотренного производителем, не установлено, то негативных последствий ждать не стоит. Другое дело, когда осматривается старое авто. Сотрудник ДПС может придраться к любой мелочи вроде сомнительных шумов при работе двигателя или неполадок в выхлопной системе.
На практике автолюбители отмечали, что некоторые госавтоинспекторы пытались эвакуировать авто на штрафстоянку только за то, что номерной знак на кузове был слишком грязным и его невозможно было почистить из-за непогоды. Также вдобавок к капоту гаишники часто предлагают провести осмотр багажника. Но подобная процедура должна проводиться только с участием понятых и под специальный протокол.
Вывод напрашивается сам собой – открытием только капота дело ограничивается достаточно редко.
Требование открыть багажник – это досмотр или осмотр?
Может быть и тем, и другим. Несмотря на то, что в большинстве информационных источников Вы, скорее всего, прочитаете, что проверка багажника – это исключительно в рамках досмотра, на самом деле, это далеко не так, и за ошибки в теоретической информации практически можно «залететь» на все 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ).
Между тем, отличия этих двух процедур в контексте требования открыть для проверки багажник достаточно весомые, хотя довольно просты и понятны. От них зависит то, какие документы должны составляться, что дозволено инспектору ДПС в рамках этой процедуры и какие формальности должны быть соблюдены.
Вас также заинтересует:
- Досмотр и осмотр автомобиля в вопросах и ответах
- Сколько времени может сотрудник ГИБДД удерживать водителя после остановки?
- Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать и проверять документы у пешеходов и пассажиров?
Осмотр
Осмотр – это визуальное обследование машины. Цели осмотра прямо не определены нигде, но есть основания для его проведения, и к ним относятся:
- ориентировки,
- признаки несоответствия груза документам,
- необходимость сверки маркировок.
И вот именно последний пункт так или иначе может обязать водителя открыть багажник своего автомобиля инспектору. Фактически, если Вы по требованию этого не сделаете, то Вы препятствуете законным действиям сотрудника ГИБДД.
Но проверка груза в багажнике как основание для Вас уже не действует, если Вы едете как обычный гражданин, а не перевозите груз как организация с соответствующими сопроводительными документами.
Что касается ориентировки, то здесь и вовсе всё очень непрозрачно. Дело в том, что её наличие Вы никак не опровергнете, так как она может быть устной и не обязательно должна быть регламентирована на бумаге.
Но практически это не значит, что Вы обязаны классически выйти из машины и открыть по требованию инспектора багажник, демонстрируя ему всё, на что тот укажет, и объясняя происхождение тех или иных предметов. Помните, что в рамках осмотра проверяется только маркировка. В багажниках большинства моделей машин никаких маркировок вовсе нет – VIN-номер указывается под капотом, на пороге или других местах кузова, в число которых багажник почти никогда не входит. Маркировка фары и подавно не может находиться в багажнике.
Тем не менее, если сотрудник ГИБДД требует открыть багажник для поиска такой маркировки, отказывать ему нельзя. Но и прямой задачи распахнуть крышку багажника перед Вами не стоит. Вам нужно лишь не препятствовать этому – дёрнуть рычаг открывания багажника, например.
И, наконец, самое важное! В рамках проведения осмотра должен быть составлен акт осмотра – письменно с подписью инспектора. Правда, нигде не написано, что этот документ должен составляться перед осмотром, а не во время него или после
Также для осмотра не требуются ни понятые, ни видеозапись.
Досмотр
А вот в рамках досмотра инспектор имеет уже полное право полноценно исследовать Ваш багажник. Вы (и пассажиры), при этом, обязаны выйти из машины и не препятствовать досмотру.
У досмотра есть свои основания, и они почти аналогичны причинам осмотра. Вот только досмотр – более сложная процедура, и инспектору при ней дозволено гораздо больше в действиях внутри багажника Вашего автомобиля. Но и процессуальных действий для сотрудника тоже больше:
- должен быть составлен протокол досмотра с обязательным указанием в нём предписанных данных; при этом, аналогично осмотру, его нет обязанности составлять непосредственно перед досмотром, хотя фактически невозможно его составить во время или после, так как туда вписываются понятые (при их наличии);
- должны быть привлечены двое понятых или применяться видеозапись досмотра.
Из дозволенного инспектор ДПС может полноценно исследовать багажник: перемещать вещи в нём, поднять коврик и заглянуть под него. При этом, он не имеет права нарушать конструктивную целостность багажника (может открутить и вытащить запаску, но не может разбирать обшивку, например), а также открывать сумки и вскрывать другие вещи в багажнике (это уже является досмотром личных вещей, и для этого составляется отдельный соответствующий протокол досмотра личных вещей).